
- Имя: Эразм Роттердамский
- Род деятельности: лингвист
- Дата рождения: 28 октября, 1466
- Дата смерти: 12 июля, 1536 (69 лет)
- Место рождения: Роттердам, Нидерланды
Эразм был доминирующей фигурой раннего гуманистического движения. Ни радикал, ни апологет, он остается одним из спорных деятелей раннего Возрождения.
Синопсис
Дезидерий Эразм из Роттердама был одним из самых известных и влиятельных ученых Европы. Человек с высоким интеллектом, который вырос из скудных начал, чтобы стать одним из величайших мыслителей Европы, он определил гуманистическое движение в Северной Европе. Его перевод на греческий язык Нового Завета вызвал теологическую революцию, и его взгляды на Реформацию смягчили ее более радикальные элементы.
Ранняя жизнь
Эразм восстал из неясных начал, чтобы стать одним ведущих интеллектуальных деятелей раннего северного ренессанса. Большинство историков считают, что он родился Джерардом Герардсоном в 1466 году (многие отмечали его вероятную дату рождения 27 октября) в Роттердаме, Голландия. Его отец, предположительно Роджер Джерард, был священником, а его мать звали Маргарет, дочь врача. Его окрестили именем «Эразм», что означает «любимый».
Эразм начал свое образование в возрасте 4 лет, посещая школу в городе Гауда, близ Роттердама. Когда ему было 9 лет, его отец отправил его в престижную латинскую гимназию, где расцвела его естественная академическая способность. После того, как его родители умерли в 1483 году от чумы, Эразм попал на попечение опекунов, которые были непреклонны в том, что он станет монахом. Получив личные отношения с Богом, он отверг суровые правила и строгие методы религиозных учителей того времени.
Краткое руководство во священстве
В 1492 году бедность вынудила Эразма в монастырскую жизнь, и он был рукоположен в католического священника, но кажется, что он никогда активно не работал священнослужителем. В течение этого времени имеются некоторые свидетельства об отношениях с однокурсником, но ученые не согласны в отношении его степени. Жизнь Эразма резко изменилась, когда он стал секретарем Генри де Бергена, епископа Шамбрея, который был впечатлен своим мастерством в латыни. Епископ позволил Эразму поехать в Париж, Франция, чтобы изучать классическую литературу и латынь, и именно там он познакомился с ренессансным гуманизмом.
Жизнь как профессиональный ученый
Хотя в Париже Эразм стал известен как превосходный ученый и лектор. Один из его учеников, Уильям Блант, лорд Монтджой, учредил для Эразма пенсию, позволяющую ему уйти в жизнь независимого ученого, переезжающего из города в город, обучающего, читающего лекции и переписывающегося с некоторыми из самых блестящих мыслителей Европы. В 1499 году он отправился в Англию и встретил Томаса Мора и Джона Колета, которые оказали на него большое влияние. В течение следующих 10 лет Эразм разделил свое время между Францией, Нидерландами и Англией, написав несколько своих лучших работ.
В начале 1500-х Эразма убедили преподавать в Кембридже и читать лекции по теологии. Именно в это время он написал «Хвалу безумия», сатирический анализ общества в целом и различных злоупотреблений Церкви. Еще одним влиятельным изданием был его перевод Нового Завета на греческий язык в 1516 году. Это стало поворотным моментом в теологии и толковании Священных Писаний и явилось серьезным испытанием для богословского мышления, которое доминировало в университетах с 13-го века. В этих работах Эразм способствовал распространению классических знаний, чтобы способствовать лучшей морали и большему взаимопониманию между людьми.
Поздняя жизнь
Протестантская Реформация началась с публикации Девяносто пяти тезисов Мартина Лютера в 1517 году. В течение следующих 10 лет Эразм будет вовлечен в интеллектуальные дебаты о человеческой природе, свободе воли и религии. Хотя Эразм поддерживал протестантские идеалы, он был против радикализма некоторых его лидеров, и в 1523 году он осудил методы Лютера в его работе De libero арбитрио.
12 июля 1536 года, во время подготовки из-за переезда в Нидерланды Эразм заболел и умер от приступа дизентерии. Хотя он оставался верным Римской церкви, он не получал последние обряды, и нет никаких доказательств того, что он попросил священника. Похоже, это отражает его мнение о том, что больше всего имело значение прямые отношения верующего с Богом.