Антон Веберн биография. Композитор и дирижёр, один из основателей Новой венской школы

Антон Веберн биография. Композитор и дирижёр, один из основателей Новой венской школы

Содержание
Антон ВебернАнтон Веберн

  • Имя: Антон Веберн
  • Род деятельности: Композитор и дирижёр
  • Дата рождения: 3 декабря, 1883
  • Дата смерти: 15 сентября, 1945 (61 лет)
  • Место рождения: Вена, Австро-Венгрия

Антон Веберн, известный австрийский композитор и дирижер, известный как своими атональными, так и серийными произведениями, был одной из ключевых фигур Второй венской школы.

Он начал учиться игре на фортепиано у своей матери, когда ему было пять лет. В четырнадцать лет он начал свое формальное музыкальное образование и написал свое первое сочинение в шестнадцать лет. После окончания гимназии поступил в музыковедческий институт Венского университета. Одновременно он начал изучать композицию с Арнольдом Шенбергом, начав свои музыкальные эксперименты под руководством своего учителя. В 24 года, после четырех лет обучения у Шенберга, он начал карьеру дирижера и композитора. К сожалению, с приходом нацистов его музыка была запрещена, и последнее десятилетие своей жизни он провел в финансовых трудностях и музыкальной изоляции. Он не был очень плодовитым композитором, при жизни опубликовав всего 31 произведение. Хотя позже были обнаружены и другие произведения, их было немного. Тем не менее, он произвел большое впечатление своими радикальными композициями, оказав влияние как на его современников, так и на более молодые поколения музыкантов.

Ранняя жизнь

Антон Веберн родился 3 декабря 1883 года в Вене, Австрия. Названный при рождении Антон Фридрих Вильгельм фон Веберн, он никогда не использовал свои вторые имена, а позже отказался от слова «фон», чтобы выполнить реформы австрийского правительства 1919 года.

Его отец, Карл фон Веберн, был горным инженером, работавшим в правительстве Габсбургов. Позже он достиг звания начальника горного дела, самого высокого звания в своей профессии. Его мать, Амели (урожденная Гир) Веберн, была хорошей пианисткой и талантливой певицей.

Антон родился четвертым из пяти детей его родителей, у него остались две сестры, которых звали Роза и Мария. Двое его других братьев и сестер, брат и сестра, умерли в младенчестве.

Выросший в музыкальной среде, Антон начал свое образование в Вене, где семья жила до 1889 года. Именно в Вене он начал свой урок музыки под руководством матери. в пятилетнем возрасте.

В 1890 году его отца перевели в Грац, а еще четыре года спустя — в Клагенфурт. В Клагенфурте Антон посещал Клагенфуртскую гуманитарную гимназию, где изучал традиционные гуманитарные дисциплины. К тому времени его музыкальный талант, должно быть, начал расцветать, поскольку школьные отчеты показывают, что он получил высокие оценки по музыке.

Когда-то во время своего пребывания в Клагенфурте он начал изучать произведения Питера Розеггера, которые оказали на него большое влияние. Более важным для него были длительные уединения в их семейном поместье Прегльхоф, имение площадью 500 акров, окруженное мягкими пологими горами, недалеко от границы Австрии со Словенией.

До 18 лет он проводил большую часть отпуска в Прельхофе, наслаждаясь природой в компании своих сестер и двоюродных братьев. Вскоре он стал центром его «хеймата», давая ему чувство принадлежности и оказывая большое влияние на его творчество.

В 1897 году, еще живя в Клагенфурте, Антон начал свое формальное музыкальное образование; изучал виолончель, фортепиано, контрапункт и элементарную музыкальную теорию с доктором Эдвином Комауэром, вскоре унаследовав энтузиазм своего учителя в отношении Вагнера, Малера и Вольфа. Тогда же он начал играть на виолончели в местном оркестре.

В 1899 году он начал сочинять музыку, написав две пьесы для виолончели и фортепиано. В этот период он также написал несколько песен, таких как «Vorfruhling», записал их в блокноты и затем сделал копии того же произведения, предположительно, одну для пианиста, а другую для певца.

В записной книжке, датированной 1901 годом, мы находим, что он перечисляет четыре песни как опусы 1. Возможно, он планировал опубликовать эти произведения; но этого не произошло именно тогда. Эти записные книжки, которых насчитывается девять, также показывают, что к 1900 году он начал регулярно посещать концерты.

В Венском университете

В 1902 году Антон Веберн окончил Клагенфуртскую гуманитарную гимназию. Он отпраздновал это событие, посетив Байройтский фестиваль и послушав оперы Рихарда Вагнера. Они оставили глубокий след в его юном сознании.

Осенью 1902 года он поступил в музыковедческий институт Венского университета по специальности музыковедение и композиция, изучал музыковедение у Гвидо Адлера, гармонию с Германом Граеденером и контрапункт с Карлом Навратилом. Все это время он продолжал писать, хотя и гораздо медленнее.

В 1903 году он набрал темп, написав двенадцать песен до 1904 года. В этот период он понял, что ему нужен настоящий учитель композиции, и подумал об обучении у Ганса Пфицнера в Берлине. Но когда это не удалось, он остановился на Арнольде Шенберге, который только что переехал в Вену.

С осени 1904 года Веберн начал частное обучение у Арнольда Шенберга. Незадолго до того, как он присоединился к мастеру, он написал свой первый большой оркестр «Im Sommerwind». До этого он в основном писал короткие песни для голоса и фортепиано. Несколько оркестров, которые он создал до этого, были очень маленькими.

В классе Шенберга Веберн познакомился и впоследствии подружился с Альбаном Бергом. Под руководством Шенберга Веберн и Берг начали экспериментировать с музыкой, что в конечном итоге привело к развитию атональности и «Второй венской школы».

Наряду с обучением у Шенберга, Веберн начал работать над докторской степенью, написав диссертацию на тему «Хоралис Константинус» Генриха Исаака, получив докторскую степень в 1906 году. Однако он продолжал свое обучение у Шенберга до 1908 года.

К 1908 году на его счету было несколько известных работ. Под руководством Шенберга он написал пять песен на стихи Ричарда Демеля, четырнадцать песен на текст Стефана Джорджа, несколько струнных четвертей, оркестровую «Passacaglia Op 1» (1908) и хоровой канон «Entflieht auf leichten Kähnen» (1908). ).

Карьера

В 1908 году Антон Веберн начал свою карьеру дирижером в театре в Бад-Иши, Австрия. Его первое предприятие не было очень успешным, потому что он ненавидел рутину, необходимую для работы в театре, предпочитая сосредоточиться на свободном творчестве.

Из Иски он сначала переехал в Теплиц (Теплице), затем в Данциг (Гданьск) и, наконец, в Штеттин (Щецин), дирижируя в театрах, пока не вступил в австрийскую армию в 1915 году. В этот период он начал расцветать как композитор.

Среди его наиболее заметных сочинений этого периода были «Пять движений для струнного квартета» (1909), «Шесть пьес для оркестра» (1909), «Четыре пьесы для скрипки и фортепиано» (1910), «Две песни, Opus 8». (1910), «Шесть багателей для струнного квартета» (1911–13), «Пять пьес для оркестра» (1911–13) и «Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано» (1914).

Эти работы, написанные между 1909 и началом 1914 года, подчеркивают растущую тенденцию втиснуть максимальную интенсивность в очень короткое пространство. Но «Соната для виолончели», написанная в конце 1914 года, показывает, что он медленно возвращался к более развернутой форме.

В 1915 году Веберн присоединился к австрийской армии; но был выписан в конце 1916 г. из-за плохого зрения. В 1917 году он переехал в Прагу, где устроился дирижером в Немецкий театр, где оставался до своего возвращения в Вену в 1918 году.

Этот период был одинаково продуктивным для Веберна, написавшего «Четыре песни, Opus 12» (1915–17) и «Opus 13» (1914–18). В 1917 году он также начал работать над своими «Шесть песен», «Пять испуганных песен»; но на их завершение потребуется еще несколько лет.

Вернувшись в Вену, он поселился в Мёдлинге, небольшом городке, расположенном к юго-западу от города. Чтобы заработать себе на жизнь, он начал брать частных студентов. Также с 1908 по 1922 год он руководил программами организации Шенберга Verein für Musikalische Privataufführungen (Общества частных музыкальных представлений).

С 1921 года он начал выполнять различные поручения, работая дирижером в Schubertbund и Mödling Male Chorus. Он также руководил концертами Венского рабочего симфонического оркестра с 1922 по 1934 год и Венского рабочего хора с 1923 по 1934 год.

В 1924 году Шенберг сформулировал свой 12-тональный метод, открыв безграничные возможности в композиции. В том же году или, возможно, в 1925 году Веберн написал «Детский театр» для фортепиано, используя эту технику, раскрывая ее потенциал в своих будущих произведениях.

В 1926 году Антон Веберн был вынужден уйти из Mödling Male Chorus из-за того, что нанял еврейскую певицу Грету Вильхейм. В следующем году он стал дирижером на австрийском радио, проработав эту должность до 1938 года. Это был период, когда он начал совершать международные гастроли, посетив Германию, Швейцарию и Испанию.

Продолжая сочинять музыку, он написал «Струнное трио» в 1927 году, «Симфонию» в 1928 году и «Квартет для скрипки, кларнета, тенор-саксофона и фортепиано» в 1930 году. Между тем с 1929 года он совершил несколько поездок в Англию, где стал гостем. дирижер Симфонического оркестра BBC

Несмотря на поездки за границу, основным призванием Антона Веберна оставались композиция, частное преподавание и чтение лекций. В начале 1930-х годов он написал ряд знаменитых произведений, таких как «Три песни, Opus 23» (1933–34), «Концерт для 9 инструментов» (1934), «Три песни, Opus 25» (1934), «Das Augenlicht» (1935),« Фортепианные вариации »(1935–36) и др.

Нацистские годы

В 1933 году Антона Веберна ошибочно назвали еврейским композитором на частной телекомпании Bayerischer Rundfunk, базирующейся в Мюнхене. Вскоре после этого нацистское правительство также запретило исполнение музыки «Второй венской школой». Веберн был больше не пригоден для работы в качестве дирижера, и ему приходилось полагаться на частное обучение для пропитания.

Его экономическое положение ухудшилось после нацистской аннексии Австрии в 1938 году. Теперь он был вынужден делать фортепианные аранжировки для более слабых композиторов, не имея фиксированного дохода до 1940 года. После 1941 года он стал редактором и корректором Universal Edition. Тем не менее, он продолжал создавать музыку.

В 1935 году он написал «Рикеркату» из Музыкального приношения Иоганна Себастьяна Баха 1747 года. «Струнный квартет» (1937–38), «Кантата № 1» (1938–39) »,« Вариации ор 30 »(1940), кантата. № 2 ‘(1941–43) и др. — некоторые из его знаменитых произведений этого периода.

Несмотря на невзгоды и музыкальную изоляцию, Веберн по-прежнему оставил несколько друзей. Одним из них был швейцарский филантроп Вернер Рейнхарт, который организовал для него посещение премьеры его «Вариаций для оркестра», соч. 30 ‘в Винтертуре, Швейцария, в 1943 году. Это было последнее крупное музыкальное событие в его карьере.

Основные работы

Сегодня Антона Веберна лучше всего помнят как представителя атональности и двенадцатитоновой техники. Хотя он был открыт его учителем А. Шенбергом, нововведения Веберна подняли его на более высокий уровень. Он также сыграл активную роль в создании того, что позже стало известно как «Вторая венская школа».

Награды и достижения

Антон Веберн дважды получал Венскую музыкальную премию; сначала в 1924 году, затем в 1932 году.

Личная жизнь

В 1911 году Антон Веберн женился на своей двоюродной сестре Вильгельмине Мертль, дочери сестры матери. Однако брак не мог быть заключен до 1915 года, поскольку союз двоюродных братьев и сестер был запрещен Римско-католической церковью. У пары было четверо детей; три дочери и сын по имени Петр.

В феврале 1945 года Питер был убит, когда поезд, в котором он ехал, подвергся обстрелу. Позже в том же году, когда русская армия собиралась захватить Вену, Веберн и его жена бежали в Миттерзилль недалеко от Зальцбурга. Там уже жили его три дочери, зятья и внуки.

Вечером 15 сентября 1945 года, за сорок пять минут до вступления в силу комендантского часа, Веберн вышел из своего дома в Миттерзилле, чтобы выкурить сигару, подаренную зятем. Когда он вышел, его по ошибке застрелил солдат союзных войск.

После его смерти его произведения стали набирать популярность. С начала 1950-х его произведения стали провозглашаться краеугольным камнем современной музыки как молодым поколением музыкантов, таких как Пьер Булез и Карлхайнц Штокхаузен, так и признанными мастерами, такими как Игорь Стравинский.

Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Оставьте комментарий ниже