Ян ван Эйк биография. Художник-новатор Северного Возрождения

0
659
  • Имя: Ян ван Эйк
  • Род деятельности: Художник-новатор Северного Возрождения
  • Дата рождения: 1 января, 1395
  • Дата смерти: 9 июля, 1441 (46 лет)
  • Место рождения: Маасейк, епископство Льеж, Священная Римская империя

Ян ван Эйк был фламандским художником, который написал большинство своих работ в Брюгге в первой половине 15 века. Он является одним из пионеров того, что позже стало ранней нидерландской живописью, и одной из самых важных фигур в искусстве раннего Северного Возрождения.

Сохранились фрагменты его ранней жизни, согласно которым он был родом из Маасейка, в сегодняшней Бельгии. Около 1422 года он начал работать в Гааге. К тому времени он уже зарекомендовал себя как мастер живописи под покровительством Иоанна III Безжалостного, правителя Голландии, и Эно. Затем он служил в Лилле придворным художником Филиппу Доброму, герцогу Бургундского. В 1429 году он переехал в Брюгге, где провел остаток своей жизни. Около 20 приписываемых ему картин сохранились до наших дней, наряду с Гентским алтарем и миниатюрами с подсветкой Туринско-Миланских часов. В своих работах ван Эйк исследовал как светские, так и религиозные темы. Хотя его искусство восходит к международному готическому стилю, ему не потребовалось много времени, чтобы затмить его, отчасти из-за его веры в придание большего значения натурализму и реализму. Ван Эйк, возможно, был самым известным пользователем масляных красок в Европе эпохи Возрождения и своей техникой и стилем оказал влияние на нескольких художников раннего периода Нидерландов.

Ранняя жизнь

О молодости Яна ван Эйка информации мало. Невозможно точно установить даже дату и место его рождения. О его родителях тоже мало что известно.

Он родился где-то между 1390 и 1395 годами, вероятно, в Маасейке (тогда Маасейк), и вырос с сестрой Маргаретой и, по крайней мере, двумя братьями, Хьюбертом и Ламбертом, которые также были художниками.

Хотя уровень его образования является предметом споров, он знал греческий, латинский и еврейский алфавиты и использовал их в своих надписях. Это указывает на то, что его учили классике, что было довольно редко среди художников того времени.

Служба Иоанна III Безжалостного

Ван Эйк работал у Джона Баварского-Штраубинга, правителя Голландии, Эно и Зеландии, в качестве художника и камердинера. В какой-то момент до этого он собрал небольшую мастерскую и входил в команду по ремонту дворца Бинненхоф в Гааге.

Джон скончался в 1425 году, и впоследствии ван Эйк переехал в город Лилль, где присоединился к службе Филиппа Доброго.

Покровительство Филиппа Доброго

Герцог Бургундский Филипп III не имел постоянной столицы. На протяжении всего своего правления он основал свою столицу в различных городах своего владения. Когда Ван Эйк присоединился к нему в 1425 году, столицей Филиппа был Лилль. В 1429 году он переехал в Брюгге, а вместе с ним и Ван Эйк.

Его восхождение как коллекционера более или менее произошло после того, как он получил работу при дворе Филиппа. С этого момента подробности его жизни становятся более доступными.

Филипп сделал его придворным художником и дипломатом. Кроме того, он был выбран в качестве старшего члена гильдии художников Турне. 18 октября 1427 года, в праздник Святого Луки, он отправился в Турне, чтобы принять участие в банкете, устроенном в его честь, где также присутствовали Роберт Кампен и Рогир ван дер Вейден.

Филипп назначил ему изрядную стипендию, чтобы дать художнику финансовую стабильность и свободу творчества рисовать, «когда ему заблагорассудится». В последующее десятилетие Ван Эйк расширил свою популярность и технические навыки, прежде всего, благодаря беспрецедентному использованию масляных красок.

Хотя репутация многих из его коллег со временем пошла на убыль, он продолжал оставаться очень уважаемым художником в последующие столетия. Пропагандируемые Джорджо Вазари, способности Ван Эйка работать с маслом уступили место мифу о том, что он был первым художником, написавшим масляную краску.

Его брат Хуберт работал с ним над Гентским алтарем, массивным и сложным полиптиховым алтарем, расположенным в соборе Святого Бавона в Генте, Бельгия. По мнению искусствоведов, картина была начата Губертом в 1420 году и закончена Ван Эйком в 1432 году.

При жизни его работы были восприняты как революционные. Его замыслы и методы многократно копировались и дублировались. Первое появление его девиза, ALS IK KAN («КАК Я МОГУ»), игра слов на его имени, произошло в 1433 году на «Портрете мужчины в тюрбане», демонстрируя рост его уверенности в себе в это время. Это по-прежнему одна из самых узнаваемых подписей в мире искусства.

Он создал такие произведения, как Мадонна канцлера Ролина, Мадонна Лукки и Богородица с младенцем с каноником ван дер Паэле между 1434 и 1436 годами, отметив этот период как высшую точку его карьеры.

Странствия

С 1426 по 1429 год Ян ван Эйк предпринял несколько путешествий от имени своего покровителя. Характер этих поездок неизвестен, но они упоминались в записях как «секретные» комиссии. За эти поездки Филипп платил в несколько раз больше своего годового жалованья, во время которых он, вероятно, служил посланником двора.

В 1426 году он отправился в «некоторые далекие страны», вероятно, в Святую Землю. Это представление подтверждается топографической точностью Иерусалима на картине «Три Марии у гроба», написанной в 1440 году людьми, работавшими в его мастерской.

В 1428 году он отправился с дипломатической миссией в Португалию с предложением об унии между Филиппом и Изабеллой Португальской. Ему велели нарисовать невесту, чтобы герцог мог увидеть, как она выглядит перед свадьбой. Картина сейчас утеряна, но он, вероятно, использовал свои обычные методы рисования портрета. Он заставлял всех своих подданных выглядеть достойно, но не уклонялся от демонстрации их недостатков.

Личная жизнь

Ян ван Эйк женился на Маргарет, женщине, которая была значительно моложе его, вероятно, около 1432 года. В этот период он купил дом в Брюгге. У пары было двое детей, первый из которых родился в 1434 году.

Информация о Маргарет практически отсутствует. Ученые даже не знают ее девичьей фамилии. Дочь Ван Эйка звали Ливин; она вошла в женский монастырь в Маасейке после смерти отца.

Маргарет была предметом его картины маслом на дереве 1439 года, названного «Портрет Маргарет ван Эйк» (или Маргарет, жены художника). Отмечая одежду, в которой ее рисовал муж, ученые предполагают, что она была из низшего дворянства.

Смерть

9 июля 1441 года Ван Эйк скончался в Брюгге и был похоронен в церкви Святого Донатиана. После своей смерти Филипп дал Маргарет единовременный перевод, который был эквивалентен годовой зарплате художника. Город Брюгге также выделил ей приличную пенсию. В какой-то момент хотя бы часть этих денег была потрачена на лотерею.

После Яна мастерской стал его брат Ламберт. В 1442 году он перенес останки Яна в собор Святого Доната.

Многие работы Яна были незавершенными и позже были закончены мастерами его мастерской.

В своей работе 1454 года «De viris illustribus» генуэзский гуманист Бартоломео Фасио приводит биографию Ван Эйка. В нем Фасио приветствует другого человека как «ведущего художника» своего времени и называет его вместе с Рогиром ван дер Вейденом, Джентиле да Фабриано и Пизанелло одним из выдающихся художников 15 века.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь