Сергей Прокофьев биография. Композитор, пианист, дирижёр

0
14
Сергей Сергеевич Прокофьев
  • Имя: Сергей Сергеевич Прокофьев
  • Род деятельности: Композитор, пианист, дирижёр
  • Дата рождения: 23 апреля, 1891
  • Дата смерти: 5 марта, 1953 (61 лет)
  • Место рождения: Сонцовка, Екатеринославская губерния, Российская империя

Сергей Сергеевич Прокофьев был российским композитором, пианистом и дирижером, родившимся в конце девятнадцатого века на территории, которая сегодня известна как Восточная Украина.

Сочинив свою первую музыку в пять лет, он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в тринадцать лет и впервые выступил на публике четыре года спустя. Вскоре он стал известен по всей стране, но после Февральской революции он понял, что у него мало возможностей в России, и уехал сначала в США, а затем во Францию ​​с официальным паспортом. Позже он вернулся на родину и к пятидесяти четырем годам стал считаться ведущим композитором Советского Союза. К сожалению, вскоре после этого он поссорился с властями, и восемь его основных произведений были запрещены к публичным выступлениям. Его последние годы были потрачены на плохое здоровье и финансовые затруднения,

Ранняя жизнь

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке, тогда еще отдаленном сельском имении Российской Империи. Сейчас он является частью Донецкой области на востоке Украины и известен под названием Красное.

Его отец, Сергей Алексеевич Прокофьев, агроном, на момент рождения работал почвенным инженером на Сонцовке. Его мать Мария / Григорьевна (урожденная Житкова) Прокофьева, была опытной пианисткой. Дочь бывшего крепостного, она с ранних лет обучалась театру и искусству в семье своего хозяина.

Прокофьев был единственным выжившим ребенком его родителей, у него были две старшие сестры, которые умерли в младенчестве. Наблюдая за его интересом к музыке, мать дала ему первый урок игры на фортепиано, когда ему исполнилось три года. Когда Прокофьеву исполнилось пять лет, он сочинил свое первое произведение. Предназначенный для фортепиано, он назывался «Индийский галоп». Композиция написана его матерью в ф-лидийской манере. Впоследствии он написал еще несколько произведений.

В 1899 году родители отвезли его в Москву, где он впервые услышал оперу. Заинтригованный, он начал писать. Вскоре было готово либретто в трех действиях и шести картинах. Позже с помощью матери он переписал музыку.

В 1902 году Сергея Сергеевича Прокофьева повели на встречу с директором Московской консерватории Сергеем Танеевым. Впечатленный своим музыкальным талантом, Танеев убедил композитора и пианиста Рейнхольда Глиера давать ему частные уроки летом 1902 и 1903 годов.

Именно в этот период Прокофьев впервые попробовал свои силы в симфонии. Постепенно он начал экспериментировать с гармониями, что привело к созданию ряда коротких фортепианных пьес. Он называл их «частушками», и они впоследствии легли в основу его музыкального стиля.

Санкт-Петербургская консерватория

Хотя было очевидно, что Сергей Прокофьев был музыкальным гением, его родители не решались подтолкнуть его к музыкальной карьере на таком раннем этапе. Наоборот, они хотели забрать его в Москву, где он мог учиться в хорошей школе. Однако позже остановились на Санкт-Петербурге.

В 1904 году мать и сын отправились в Петербург, где познакомились с композитором Александром Глазуновым, также профессором Санкт-Петербургской консерватории. Впечатленный талантом мальчика, он убедил мать разрешить ему поступить в консерваторию.

Прокофьев учился в Петербургской консерватории с 1904 по 1914 год. Будучи намного моложе своих товарищей по группе, он часто раздражал их, ведя список их ошибок, но впечатлял учителей своими новаторскими способностями.

В 1908 году, еще будучи студентом консерватории, Прокофьев впервые выступил на «Петербургских вечерах современной музыки». В следующем году он окончил свой класс композиции, но оставался в консерватории до 1914 года, совершенствуя свою технику фортепианного дирижирования.

В 1910 году, когда умер его отец, ему пришлось зарабатывать на содержание. К тому времени он сделал себе имя за пределами Консерватории и, следовательно, был в состоянии поддерживать себя. Его мать тоже помогала ему материально.

Его положение улучшилось в 1911 году, когда он был представлен музыкальному издателю Борису П. Юргенсону, который предложил ему контракт. В том же году он посетил Москву и выступал на симфонических концертах, где его присутствие ощущалось.

Прокофьев исполнил свое первое крупное произведение «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор» в Москве 25 июля 1912 года. Оно было очень хорошо встречено, и он исполнил его еще раз 7 августа 1912 года. В следующем году он посетил Париж и Лондон. Это была его первая зарубежная поездка.

Вернувшись домой, он решил выступить в Санкт-Петербургской консерватории в так называемой «Битве фортепиано» со своим сочинением. Как правило, произведение требовало публикации, он нашел издателя, который согласился издать двадцать экземпляров «Концерта № 1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор».

Конкурс проводился 8 мая 1914 года, жюри возглавил Александр Глазунов. Спектакль прошел так хорошо, что Прокофьеву была вручена премия Антона Рубинштейна, хотя и немного неохотно. На этом его сотрудничество с Петербургской консерваторией закончилось.

Первая мировая война и русская революция

В 1914 году, вскоре после получения премии Антона Рубинштейна, Сергей Прокофьев отправился в Англию. Здесь он познакомился с Сергеем Дягилевым, который поручил ему написать свой первый балет «Ала и Лолли». Впоследствии, когда разразилась Первая мировая война, он вернулся в Россию, но продолжал работать над ней.

Освобожденный от участия в войне в качестве единственного сына вдовы, он все время совершенствовал свою технику игры на органе, одновременно сочиняя несколько пьес. Тем временем в 1915 году он закончил «Ала и Лолли»; но когда он представил работу, Дягилев отклонил ее, потому что в ней не было русского характера.

Затем Дягилев помог Прокофьеву выбрать тему из сборника сказок Александра Афанасьева. Результатом стал «Чаут (Дурак)». Однако его нужно было несколько раз пересматривать, прежде чем он получил одобрение Дягилева. Между тем, с ноября 1915 по апрель 1916 года он написал оперу «Игрок» в четырех действиях.

В январе 1917 года он завершил оркестровку «Игрока», но с началом Февральской революции премьера не состоялась. Поэтому он сосредоточился на завершении «Симфонии № 1 ре мажор», которую он начал в прошлом году. Премьера состоялась 21 апреля 1918 года в Петрограде.

Хотя он продолжал работать, завершив работу над «Концертом для скрипки № 1 ре мажор, соч. 19 ‘Прокофьев вскоре понял, что в тот момент у музыки не было будущего в России. Поэтому он решил посетить США.

За рубежом

В мае 1918 года Сергей Прокофьев поехал в США с официального разрешения, прибыв в Сан-Франциско 11 августа 1918 года. Сначала он был встречен с большим успехом и получил контракт на постановку его новой оперы «Любовь к трем апельсинам» из оперы Клеофонте. Кампанини из Чикагской оперной ассоциации.

Хотя он завершил свою работу вовремя, премьера была отложена из-за смерти Кампанини в 1919 году. Из-за чрезмерного внимания к опере он пренебрегал сольной карьерой, что привело к финансовым трудностям. Поэтому в апреле 1920 года он уехал из США в Париж.

В Париже он восстановил контакт с Сергеем Дягилевым, и его «Chout» наконец-то получил одобрение старшего музыканта. Премьера состоялась 17 мая 1921 года в Париже и вызвала большое восхищение. Позже, 30 декабря, под его управлением в Чикаго состоялась премьера его «Любовь к трем апельсинам».

Прокофьев остался в Париже, поставив ряд опер и симфоний. Постепенно у него на родине появились последователи, и поэтому в 1927 году он отправился в двухмесячный тур по Советскому Союзу.

В 1928 году Прокофьев приступил к работе над «Блудным сыном». Это будет его последний балет для Дягилева. Премьера спектакля состоялась 21 мая 1929 года в Париже и получила высокую оценку как публики, так и критиков.

В октябре 1929 года он попал в автомобильную аварию, в результате которой была повреждена левая рука. Вскоре после этого он отправился в свой второй тур в Москву. Хотя он не мог выступать, ему нравилось наблюдать за игрой своей команды со своего места в зале.

Возвращение домой

К началу 1930-х годов Сергей Прокофьев начал наводить мосты с советскими властями. С 1932 года он был музыкальным послом России на Западе, перемещаясь между Парижем и Москвой. Его работы в этот период все чаще выходили на премьеры под патронатом Советского правительства.

В 1936 году он окончательно обосновался в Москве. В этом же году он написал свое самое известное произведение «Петя и Волк», симфоническую сказку для детей.

Хотя теперь он был вынужден адаптироваться к новой ситуации, он продолжал создавать шедевры. Среди них «Три детские песни», «Кантата к 20-летию Октябрьской революции», «Семен Котко», две «Военные сонаты» и «Ромео Джульетта».

Когда Германия напала на Россию в июне 1941 года, Прокофьев вместе с другими художниками был эвакуирован на Кавказ. После ослабления всех ограничений Прокофьев, наконец, получил свободу создавать свою собственную музыку.

«Война и мир» по роману Льва Толстого — крупное произведение этого периода; другие популярные произведения: «Соната для скрипки № 1», «1941 год», «Баллада для мальчика, который остался неизвестным», «Золушка» и «Пятая симфония». Вскоре он достиг пика своей карьеры.

К началу 1945 года его популярность достигла таких высот, что он стал считаться одним из лучших композиторов Советского Союза. Несмотря на переутомление, Прокофьев продолжал работать, написав в 1947 году «Шестую симфонию» и «Девятую сонату для фортепиано».

В последние годы

В феврале 1948 года советские власти осудили произведения Прокофьева по доктрине Жданова как «формализм» и запретили исполнение восьми его основных произведений. Опасаясь преследований, музыканты перестали исполнять и другие его произведения.

Чтобы успокоить власти, он написал «Историю настоящего мужчины». Премьера состоялась 3 декабря 1948 года, и за ней в основном смотрели сотрудники отдела культуры, которые оставили ей плохую оценку. Баллада была запрещена к публичному исполнению до 1960 года.

Несмотря на разочарование и большой финансовый долг, он продолжал работать. Его здоровье тоже начало очень быстро ухудшаться. Тем не менее, в 1950-51 годах он написал и переработал «Симфонию-концерт ми минор». Его последние работы включают «Каменный цветок» (1950), «На страже мира» (1950) и «Симфонию № 7 до-диез». Незначительное »(1952).

Награды и достижения

Несмотря на критику со стороны советских властей, Сергей Прокофьев получил шесть Сталинских премий: одну в 1943 году, три в 1946 году, одну в 1947 году и одну в 1951 году.

В 1957 году он был посмертно удостоен Ленинской премии за «Седьмую симфонию».

Личная жизнь

В 1923 году, когда Сергей Прокофьев жил в Баварских Альпах, он женился на испанской певице Каролине Кодине, сценическое имя которой было Лина Ллюбера. У них было два сына: Святослав, выросший архитектором, и Олег, который стал художником, скульптором и поэтом.

В 1940 году Прокофьев познакомился с 25-летней писательницей и либреттисткой Мирой Мендельсон. В 1943 году это привело к разлуке с Линой; но они не были официально разведены. Мира оставалась его гражданской женой до его смерти в 1953 году.

Сергей Прокофьев болел последние восемь лет своей жизни и умер 5 марта 1953 г. от неустановленной болезни.

После его смерти его слава начала распространяться, и он снова стал считаться величайшим композитором современной музыки как дома, так и за рубежом. В 1991 году Советский Союз выпустил марку к его столетнему юбилею.

Прокофьев умер в один день со Сталиным. Люди, оплакивающие смерть Сталина, заполнили улицу, в результате чего тело Прокофьева нельзя было вывезти на его поминки в течение трех дней.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь