Сальвадор Дали биография. Испанский живописец, один из самых известных представителей сюрреализма

0
533
  • Имя: Сальвадор Дали
  • Род деятельности: Испанский живописец, один из самых известных представителей сюрреализма.
  • Дата рождения: 11 мая, 1904
  • Дата смерти: 23 января, 1989 (84 лет)
  • Место рождения: Фигерас, Испания
  • Образование: Коллегия Херманос Maristas и Instituto, Academia-де-Сан-Фернандо

Испанский художник и икона сюрреализма Сальвадор Дали, пожалуй, наиболее известен своей картиной «Постоянство памяти»более известная под «народным» названием «тающие часы»

Кто Такой Сальвадор Дали?

С раннего возраста Сальвадора Дали поощряли заниматься своим искусством, и в конце концов он продолжил учиться в академии в Мадриде. В 1920-х годах он отправился в Париж и начал общаться с такими художниками, как Пабло Пикассо, Рене Магритт и Миро, что привело к первой сюрреалистической фазе Дали. Он, пожалуй, наиболее известен своей картиной 1931 года «Постоянство памяти», изображающей тающие часы в пейзажной обстановке. Возвышение фашистского лидера Франсиско Франко в Испании привело к изгнанию художника из сюрреалистического движения, но это не помешало ему заниматься живописью.

Ранняя жизнь

Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, Испания, расположенном в 16 милях от французской границы в предгорьях Пиренейских гор. Его отец, Сальвадор Дали-и-Куси, был адвокатом и нотариусом среднего класса. У отца Дали был строгий дисциплинарный подход к воспитанию детей—стиль воспитания детей, который резко отличался от стиля его матери, Фелипы Доменек Феррес. Она часто потакала юному Дали в его искусстве и ранних эксцентричностях.

Говорят, что юный Дали был не по годам развитым и умным ребенком, склонным к приступам гнева на своих родителей и одноклассников. Следовательно, Дали подвергался яростным актам жестокости со стороны более доминирующих учеников или его отца. Старший Дали не терпел вспышек гнева и эксцентричности своего сына и сурово наказывал его. Их отношения ухудшились, когда Дали был еще молод, усугубленные конкуренцией между ним и его отцом за любовь Фелипы.

У Дали был старший брат, родившийся за девять месяцев до него, также по имени Сальвадор, который умер от гастроэнтерита. Позже в своей жизни Дали часто рассказывал историю о том, что, когда ему было 5 лет, родители отвели его на могилу старшего брата и сказали, что он был реинкарнацией своего брата. В метафизической прозе, которую он часто использовал, Дали вспоминал: «Мы были похожи друг на друга как две капли воды, но у нас были разные отражения». Он «был, вероятно, первой версией меня самого, но слишком много понимал в абсолюте».

Дали вместе со своей младшей сестрой Анной Марией и родителями часто проводил время в их летнем доме в прибрежной деревне Кадакес. В раннем возрасте Дали создавал очень сложные рисунки, и оба его родителя всячески поддерживали его художественный талант. Именно здесь его родители построили ему художественную студию, прежде чем он поступил в художественную школу.

Признав его огромный талант, родители Дали в 1916 году отправили его в школу рисования при Колледже Херманос-Мариста и Институте в Фигерасе, Испания. Он не был серьезным учеником, предпочитая мечтать на уроке и выделяться как классный эксцентрик, носящий странную одежду и длинные волосы. После первого курса в художественной школе он открыл для себя современную живопись в Кадакесе, отдыхая со своей семьей. Там он также познакомился с Рамоном Пишо, местным художником, который часто посещал Париж. В следующем году его отец организовал выставку рисунков Дали углем в семейном доме. К 1919 году у молодого художника была первая публичная выставка в Муниципальном театре Фигераса.
В 1921 году мать Дали, Фелипа, умерла от рака молочной железы. Дали в то время было 16 лет, и он был опустошен потерей. Его отец женился на сестре своей покойной жены, что не сделало младшего Дали ближе к отцу, хотя он уважал свою тетю. Отец и сын будут бороться за множество различных вопросов на протяжении всей своей жизни, вплоть до смерти старшего Дали.

Художественная школа и сюрреализм

В 1922 году Дали поступил в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. Он остался в студенческой резиденции школы и вскоре вывел свою эксцентричность на новый уровень, отрастив длинные волосы и бакенбарды и одевшись в стиле английских эстетов конца 19 века. В течение этого времени он находился под влиянием нескольких различных художественных стилей, включая Метафизику и кубизм, которые привлекли к нему внимание его сокурсников, хотя он, вероятно, еще не полностью понимал кубистическое движение.
В 1923 году Дали был исключен из академии за критику своих учителей и якобы начало бунта среди студентов по поводу выбора академией профессуры. В том же году он был арестован и ненадолго заключен в тюрьму в Хероне за якобы поддержку сепаратистского движения, хотя на самом деле Дали был аполитичен в то время (и оставался таковым на протяжении большей части своей жизни). Он вернулся в академию в 1926 году, но был навсегда исключен незадолго до выпускных экзаменов за то, что заявил, что ни один член факультета не был достаточно компетентен, чтобы проверить его.
Еще в школе Дали начал изучать многие формы искусства, включая классических художников, таких как Рафаэль, Бронзино и Диего Веласкес (у которого он перенял свои фирменные завитые усы). Он также баловался авангардными художественными движениями, такими как Дада, движение против истеблишмента после Первой мировой войны. В то время как аполитичный взгляд Дали на жизнь мешал ему стать строгим последователем, философия Дада влияла на его работу на протяжении всей его жизни.

В период с 1926 по 1929 год Дали совершил несколько поездок в Париж, где встретился с влиятельными художниками и интеллектуалами, такими как Пикассо, которого он почитал. За это время Дали написал ряд работ, в которых отразилось влияние Пикассо. Он также познакомился с Жоаном Миро, испанским художником и скульптором, который вместе с поэтом Полем Элюаром и художником Магриттом познакомил Дали с сюрреализмом. К этому времени Дали работал со стилями импрессионизма, футуризма и кубизма. Картины Дали стали ассоциироваться с тремя общими темами: 1) вселенная и ощущения человека, 2) сексуальная символика и 3) идеографические образы.

Все эти эксперименты привели к первому сюрреалистическому периоду Дали в 1929 году. Эти картины маслом были маленькими коллажами его сновидений. В его работах использовалась скрупулезная классическая техника под влиянием художников эпохи Возрождения, которая противоречила пространству «нереальных снов», которое он создал со странными галлюцинаторными персонажами. Еще до этого периода Дали был страстным читателем психоаналитических теорий Зигмунда Фрейда. Главным вкладом Дали в сюрреалистическое движение было то, что он назвал «параноидально-критическим методом», ментальным упражнением по доступу к подсознанию для усиления художественного творчества. Дали использовал бы этот метод, чтобы создать реальность из своих снов и подсознательных мыслей, таким образом ментально изменяя реальность так, как он хотел, чтобы она была, а не обязательно такой, какой она была. Для Дали это стало образом жизни.

В 1929 году Дали расширил свое художественное исследование в мире кинопроизводства, когда он сотрудничал с Луисом Бунюэлем в двух фильмах, Un Chien andalou (Андалузская собака) и L’Age d’or (Золотой век, 1930), первый из которых известен своей первой сценой-имитацией разрезания человеческого глаза бритвой. Искусство Дали появилось несколько лет спустя в другом фильме, «Очарованный» Альфреда Хичкока (1945), в главных ролях Грегори Пек и Ингрид Бергман. Картины Дали были использованы в последовательности сновидений в фильме и помогли сюжету, дав ключи к разгадке тайны психологических проблем персонажа Джона Баллантайна.

В августе 1929 года Дали познакомился с Еленой Дмитриевной Дьяконовой (иногда пишется как Елена Ивановна Дьяконова), русской эмигранткой на 10 лет старше его. В то время она была женой писателя-сюрреалиста Поля Элюара. Между Дали и Дьяконовой возникло сильное душевное и физическое влечение, и вскоре она покинула Элюара ради своего нового любовника. Также известная как «Гала», Дьяконова была музой и вдохновителем Дали и в конечном итоге стала его женой. Она помогла сбалансировать—или, можно сказать, уравновесить—творческие силы в жизни Дали. С его дикими выражениями и фантазиями он не был способен иметь дело с деловой стороной того, чтобы быть художником. Гала занималась его юридическими и финансовыми вопросами, а также заключала контракты с дилерами и организаторами выставок. Они поженились на гражданской церемонии в 1934 году.
К 1930 году Дали стал печально известной фигурой сюрреалистического движения. Мари-Лора де Ноай, виконт и виконтесса Шарль были его первыми покровителями. Французские аристократы, как муж, так и жена, вложили значительные средства в авангардное искусство в начале 20-го века. Одной из самых известных картин Дали, созданных в это время, и, возможно, самой известной сюрреалистической работой, была «Постоянство памяти» (1931). На картине, которую иногда называют мягкими часами, изображены плавящиеся карманные часы в ландшафтной обстановке. Говорят, что картина передает в образе несколько идей, главным образом о том, что время не является жестким и все разрушимо.
К середине 1930-х годов Дали стал столь же известен своей яркой личностью, как и его произведения искусства, и для некоторых искусствоведов первое затмевало второе. Часто щеголяя преувеличенно длинными усами, плащом и тростью, Дали на публике демонстрировал необычное поведение. В 1934 году арт-дилер Джулиан Леви представил Дали Америке на нью-йоркской выставке, которая вызвала довольно много споров. На балу, устроенном в его честь, Дали в характерном для него ярком стиле появился со стеклянным футляром на груди, в котором лежал бюстгальтер.

Изгнание из сюрреалистов

По мере приближения войны в Европе, особенно в Испании, Дали столкнулся с членами сюрреалистического движения. На «суде», состоявшемся в 1934 году, он был исключен из группы. Он отказался занять позицию против испанского воинствующего Франсиско Франко (в то время как художники-сюрреалисты, такие как Луис Бунюэль, Пикассо и Миро), но неясно, привело ли это непосредственно к его изгнанию. Официально Дали был уведомлен, что его высылка была вызвана неоднократной «контрреволюционной деятельностью, связанной с празднованием фашизма при Адольфе Гитлере». Вполне вероятно также, что члены движения были ошеломлены некоторыми публичными выходками Дали. Однако некоторые историки искусства считают, что его изгнание было вызвано скорее его враждой с лидером сюрреалистов Андре Бретоном.

Несмотря на свое исключение из движения, Дали продолжал участвовать в нескольких международных выставках сюрреалистов в 1940-х годах. На открытии лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году он прочитал лекцию под названием «Fantomes paranoiaques athentiques» («Подлинные параноидальные призраки»), одетый в гидрокостюм, с бильярдным кием и выгуливая пару русских волкодавов. Позже он сказал, что его одежда была изображением «погружения в глубины» человеческого разума.

Во время Второй мировой войны Дали и его жена переехали в Соединенные Штаты. Они оставались там до 1948 года, когда вернулись в его любимую Каталонию. Это были важные годы для Дали. Музей современного искусства Метрополитен в Нью-Йорке подарил ему собственную ретроспективную выставку в 1941 году. За этим последовала публикация его автобиографии «The Secret Life of Salvador Dalí» (1942). Также в это время внимание Дали переместилось с сюрреализма на его классический период. Его вражда с членами сюрреалистического движения продолжалась, но Дали казался неустрашимым. Его постоянно расширяющийся ум отваживался на новые темы.

Театр-музей Дали

В течение следующих 15 лет Дали написал серию из 19 больших полотен, которые включали научные, исторические или религиозные темы. Он часто называл этот период «Ядерным мистицизмом». За это время его работы приобрели технический блеск, сочетающий тщательную детализацию с фантастическим и безграничным воображением. Он включал в свои картины оптические иллюзии, голографию и геометрию. Большая часть его работ содержала изображения, изображающие божественную геометрию, ДНК, Гиперкуб и религиозные темы Целомудрия.
С 1960 по 1974 год Дали посвятил большую часть своего времени созданию Театра-музея Дали (Театр-музей Дали) в Фигерасе. В здании музея ранее располагался Муниципальный театр Фигераса, где Дали увидел свою публичную выставку в возрасте 14 лет (первоначальное здание 19 века было разрушено в конце Гражданской войны в Испании). Через дорогу от Театра-музея Дали находится церковь Сан-Пере, где Дали был крещен и получил свое первое причастие (его похороны позже также состоятся там), а всего в трех кварталах находится дом, где он родился.

Театр-музей Дали официально открылся в 1974 году. Новое здание было сформировано из руин старого и основано на одном из проектов Дали и объявлено крупнейшим в мире сюрреалистическим сооружением, содержащим ряд пространств, которые образуют единый художественный объект, где каждый элемент является неотъемлемой частью целого. Это место также известно тем, что здесь хранится самый широкий спектр работ художника, от его самых ранних художественных опытов до работ, которые он создал в последние годы своей жизни. Несколько работ, находящихся в постоянной экспозиции, были созданы специально для музея.
Также в 1974 году Дали разорвал свои деловые отношения с менеджером Питером Муром. В результате все права на его коллекцию были проданы без его разрешения другими менеджерами бизнеса, и он потерял большую часть своего состояния. Два богатых американских коллекционера произведений искусства, А. Рейнольдс Морс и его жена Элеонора, которые знали Дали с 1942 года, создали организацию под названием «Друзья Дали» и фонд, чтобы помочь увеличить финансы художника. Организация также основала Музей Сальвадора Дали в Флориде.

Последние годы

В 1980 году Дали был вынужден уйти из живописи из-за двигательного расстройства, которое вызывало постоянную дрожь и слабость в его руках. Он больше не мог держать кисть, он потерял способность выражать себя так, как он знал лучше всего. Еще большая трагедия произошла в 1982 году, когда умерла любимая жена и подруга Дали, Гала. Эти два события повергли его в глубокую депрессию. Он переехал в Пубол, в замок, который купил и перестроил для Галы, возможно, чтобы спрятаться от публики или, как некоторые предполагают, умереть. В 1984 году Дали сильно обгорел во время пожара. Из-за полученных травм он был прикован к инвалидному креслу. Друзья, покровители и коллеги-художники спасли его из замка и вернули в Фигерас, устроив в Театре-музее.

В ноябре 1988 года Дали поступил в больницу в Фигерасе с больным сердцем. После недолгого выздоровления он вернулся в Театр-музей. 23 января 1989 года в городе, где он родился, Дали умер от сердечной недостаточности в возрасте 84 лет. Его похороны состоялись в Театре-музее, где он был похоронен в склепе.

Дело об отцовстве и Новая выставка

26 июня 2017 года судья мадридского суда распорядился эксгумировать тело Дали для урегулирования дела об отцовстве. 61-летняя испанка по имени Мария Пилар Абель Мартинес утверждала, что у ее матери был роман с художником, когда она работала горничной у его соседей в Порт-Льигате, городе на северо-востоке Испании.
Судья распорядился эксгумировать тело художника из-за «отсутствия других биологических или личных останков» для сравнения с ДНК Мартинеса. Фонд Гала-Сальвадора Дали, который управляет имуществом Дали, обжаловал это решение, но эксгумация состоялась в следующем месяце. В сентябре результаты ДНК-тестов показали, что Дали не был отцом.
В октябре того же года художник вернулся в новости с объявлением о выставке в музее Дали в штате Флорида, чтобы отпраздновать свою дружбу и сотрудничество с итальянским модельером Эльзой Скиапарелли. Эти двое были известны совместным созданием «платья омара», которое носила американская светская львица Уоллис Симпсон, которая позже вышла замуж за английского короля Эдуарда VIII.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь