
Классическая баллада The Beatles «Yesterday» имеет мечтательную и нежную мелодию, с текстами, которые кажутся вырванными из глубочайшего подсознания человека. Так что вполне уместно, что рок-легенда Пол Маккартни придумал самые ранние сцены песни во сне, а затем позволил им излиться из его души на пианино рядом с кроватью. Еще лучше, что первое вдохновение произошло на чердаке квартиры, где он жил со своей тогдашней подругой, которая сформировала так много его музыки на протяжении многих лет Beatles.
«Я проснулся с прекрасной мелодией в голове» — сказал он автору биографии Барри Майлза «Many Years From Now», которая была опубликована в 1998 году. «Я подумал: «Это здорово, интересно, что это?» Рядом со мной, справа от кровати у окна, стояло пианино. Я встал с постели, сел за рояль, нашел Соль, нашел Фа – диез минор 7-й-и это приводит вас затем к Си до Ми минор, и, наконец, обратно к Е. Все это ведет вперед логически. Мне очень понравилась мелодия, но, поскольку она мне приснилась, я не мог поверить, что написал ее»
Это довольно волшебная и романтическая история, и заслуга в том, насколько мастерски звучит песня «Yesterday», что она остается волшебной и романтичной, даже если вы знаете, что сонная песенка Маккартни в конце концов стала мелодией расставания и что ее теперь бессмертные тексты когда-то были тарабарскими рифмами-заполнителями о яичнице-болтунье. Баллада попала на вершину американского чарта Billboard Hot 100 в сентябре 1965 года, завершив процесс написания песен, не похожий ни на один другой в легендарном цикле The Beatles.
Бывшая жена Маккартни, Джейн Ашер появилась в его жизни за год до того, как он написал «Yesterday»
Откровение «Yesterday» сна пришло к Маккартни однажды утром в 1964 году, но на самом деле история начинается в 1963 году, когда он встретил Джейн Ашер за кулисами перед концертом в Королевском Альберт-холле в Лондоне.
Джейн было всего 17 лет, когда Маккартни увидел ее стоящей там (да, это про Ашер) во время фотосессии между репетициями. В тот вечер, после того как «Битлз» закончили концерт, Джейн присоединилась к свите молодых музыкантов. Пол и Джейн провели всю ночь, болтаясь в спальне его друга, но они держали это в секрете, разговаривая до утра о своих любимых блюдах и строя друг другу глазки.
«Я понял, что эта девушка для меня»- вспоминал Маккартни в интервью журналисту Хантеру Дэвису. — Я не пытался схватить ее или заставить. — Похоже, вы славная девушка, — сказал я»
С ростом Битломании и отсутствием отеля, защищенного от сумасшедших фанатов, Маккартни вскоре переехал к семье Джейн в их таунхаус на Уимпол-стрит, 57 в Лондоне. Он остался на чердаке шестиэтажной квартиры и потащил пианино вверх по ступенькам, почти заполнив собой все пространство.
На написание песни у Маккартни ушли месяцы
По большей части в тот момент Маккартни и его коллега по группе «Битлз» Джон Леннон писали песни группы вместе, «nose-to-nose», как Леннон часто говорил интервьюерам. В документальном фильме Би-би-си 2017 года Маккартни дал еще больше ясности их партнерству: «Я всегда писал с Джоном, и это было бы напротив друг друга, либо в гостиничной спальне на двух односпальных кроватях, с акустической гитарой, и мы просто смотрели друг на друга».
После того, как мелодия «Yesterday» пришла к Маккартни во сне, он добавил какую-то тарабарщину и несколько слов о завтраке в качестве заполнителей для текста, просто чтобы не забыть мелодию. Он проиграл ее своим товарищам по группе и друзьям, сначала чтобы убедиться, что случайно не украл ее откуда-то еще — к счастью, они подтвердили, что это оригинал, — а затем попытаться доработать остальную часть песни. На самом деле Маккартни так часто играл его на съемках первого фильма «Битлз» «Help!», что режиссер Ричард Лестер однажды пригрозил, что выбросит пианино со съемочной площадки, если Маккартни не закончит его.
Леннон пытался помочь своему приятелю с песней, но это было полностью детищем Маккартни. Единственным вкладом Леннона было предложение, чтобы название песни было всего одним словом, но кроме этого, он был почти бесполезен. После нескольких месяцев борьбы с творческим процессом тексты песен неожиданно пришли к Маккартни в очень неожиданном (и очень неудобном) месте: он ехал вниз по извилистым холмам Португалии, где он отдыхал с Джейн.
«Это была долгая, жаркая, пыльная поездка — сказал Маккартни Майлзу. — Джейн спала, а я не мог, и когда я так долго сижу в машине, то либо мне удается заснуть, либо у меня начинает работать мозг. Я помню, как обдумывал мелодию «Yesterday» и вдруг получил эти маленькие односложные вступительные слова к стиху».
Маккартни и Ашер собирались остановиться в качестве гостей на вилле, принадлежащей его другу Брюсу Уэлчу, который тоже был музыкантом. Когда они добрались до виллы, Маккартни позвонил Уэлчу и спросил, есть ли у него гитара. К счастью, в доме имелась акустическая гитара, которая немного облегчала трудный процесс написания песен. Еще две недели ушло на то, чтобы набить текст… а потом нужно было еще кое-что сделать.
«Yesterday» выпус в массы
Одна из причин, почему «Битлз» резонировали и оставались актуальными для столь многих людей в течение почти шести десятилетий, заключается в том, что они были настолько музыкально смелыми, готовыми изменить свое звучание, когда они жили в триппи, бурные 1960-е. Но группе потребовалось довольно много времени, чтобы стать такой смелой, и большинство их более экспериментальных песен вышли в период с 1966 по 1970 год. Когда был написан «Yesterday», была еще середина 1965 года, у группы все еще были moptops, и изменение их поп-рок-формулы казалось немного сумасшедшим.
В результате их британский лейбл Parlophone сначала отказался выпускать «Yesterday» в качестве сингла, предполагая, что поклонники сочтут его странным и очень не похожим на Beatles. Американский лейбл Capitol Records не имел таких опасений и выпустил его с западным джинглом Ринго Старра «Act Naturally», и песня стала таким хитом, что Parlophone выпустил короткий EP с «Yesterday» в качестве своей визитной карточки.
Оглядываясь назад, это кажется очевидным хитом, но даже члены The Beatles не были так уверены в его художественных достоинствах. В то время как лучшие друзья и партнеры по написанию песен, Леннон и Маккартни поддерживали здоровое соперничество (или, во всяком случае, Леннон чувствовал его), и годы спустя Леннон показал некоторые смешанные чувства по поводу сингла.
«Хотя текст не имеет никакого смысла, это хорошие строки. Они, конечно, работают. Но если вы прочтете всю песню целиком, она ничего не скажет» — сказал он в интервью, которое вышло в Playboy в 1980 году, всего за несколько месяцев до его смерти. — Ты не знаешь, что случилось. Она ушла, и он хотел бы, чтобы это было вчера — это все, что вы получаете, — но на самом деле это не решает».
Независимо от мнения Леннона, поколения критиков, музыкантов и поклонников единодушно согласились с блеском песни. Rolling Stone и MTV назвали «Yesterday» лучшей поп-песней 20-го века, а мелодия Маккартни также удерживает рекорд как самая кавер-версия песни в истории, насчитывая более 3000 версий. Неплохо для маленькой мелодии, которая пришла к Полу во сне.