Пьер Жозеф Прудон биография. Французский политик, публицист, экономист, философ-мютюэлист и социолог

0
210
Пьер Жозеф Прудон
  • Имя: Пьер Жозеф Прудон
  • Род деятельности: Политик, публицист, экономист
  • Дата рождения: 15 января, 1809
  • Дата смерти: 19 января, 1865 (56 лет)
  • Место рождения: Безансон, Французская империя

Пьер Жозеф Прудон был французским политиком, социалистом, либертарианцем и журналистом, основателем философии мутуализма.

Его доктрины заложили основу для более поздних анархистских теорий. Он провозгласил себя анархистом и был первым, кто сделал это. Многие считают его «отцом анархизма».

После революции 1848 года он был членом «французского парламента». Затем он стал называть себя федералистом.Некоторыми из его известных идей были «порядок без власти», «экономический федерализм», «анархический градуализм», «двоевластие», «взаимность» и вера в то, что «собственность — это воровство». Из них утверждение о том, что «собственность — это кража», вошло в его первую крупную работу «Что такое собственность?» Это привлекло к нему внимание не только французских властей, но и Карла Маркса, который со временем стал его близким другом. Однако позже их пути разошлись. Это способствовало расколу между анархистским и марксистским крылом «Международного товарищества рабочих».

Прудон поддерживал кооперативы и рабочие советы вместо национализации или частной собственности на землю и рабочие места. Он также считал, что социальная революция может быть достигнута мирным путем.

Ранние годы

Пьер Жозеф Прудон родился 15 января 1809 года в Безансоне, Франция, в семье Клода-Франсуа Прудона и Катрин Симонин. Он был одним из пяти сыновей своих родителей. Его отец работал бондарем и пивоваром. Из четырех братьев Прудона двое умерли молодыми.

В детстве у Прудона не было формального образования, и его мать научила его читать. В детстве Прудон работал в своей семейной таверне и помогал своей семье в сельскохозяйственных работах, помимо игр в деревне.

Его семья была слишком бедна, чтобы позволить себе учебу в колледже. Однако его мать попыталась принять его в городской колледж в Безансоне в 1820 году. Ей удалось получить стипендию, воспользовавшись помощью бывшего работодателя отца Прудона. Стипендия снизила стоимость его образования на 120 франков в год. Из-за финансового положения семьи Прудону было трудно позволить себе школьные учебники или обувь, и одноклассники часто высмеивали его. Это, однако, не повлияло на решимость Прудона учиться. В свободное от учебы время Прудон изучал множество предметов, читая несколько книг из своей школьной библиотеки.

Полиграфическая торговля

Прудон начал работать в типографии в качестве ученика в доме Бельво в Баттане в 1827 году. Во время Пасхи 1828 года он присоединился к типографии, принадлежавшей семье его одноклассника Антуана Готье в Безансоне. Многие опубликованные там произведения носили церковный характер. Прудон ежедневно читал эту христианскую литературу, что заставило его подвергнуть сомнению многие религиозные догмы, в которые он верил ранее. Это оказало на него огромное влияние, и в конце концов он отказался от христианства.

Со временем начал вычитывать публикации в прессе. К 1829 году он стал интересоваться социальными вопросами, а не религиозной теорией. В том же году ему довелось познакомиться с Шарлем Фурье, основателем утопического социализма. Последний приехал к Готье, чтобы опубликовать свой труд «Le Nouveau Monde Industriel et Sociétaire». Прудон получил возможность поговорить с Фурье на различные философские и социальные темы, одновременно руководя печатью книги. Эта встреча произвела глубокое впечатление на Прудона.

Во время работы в издательстве Готье Прудона также познакомили с Гюставом Фалло. Они подружились и начали регулярно встречаться по вечерам, обсуждая французскую литературу таких авторов, как Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и Мишель де Монтень, а также некоторых других, чьи произведения до того времени не были представлены Прудону.

Философские поиски и ранние сочинения

В сентябре 1830 года Прудон получил сертификат подмастерья-композитора. Не имея возможности найти стабильную работу ни в полиграфии, ни в качестве школьного учителя, Прудон наконец принял предложение финансовой помощи от Фалло при условии, что он поедет учиться в Париж. философия.

Прудон некоторое время жил в Париже и общался со столичными учеными, известными Фалло, прежде чем вернуться в Безансон после вспышки холеры в Париже. Фалло страдал от болезни и умер в 1836 году. Тем не менее, работа Прудона с Фалло побудила его заняться философскими исследованиями.

В 1838 году его полиграфический бизнес потерпел крах. После этого он решил посвятить все свое время научной деятельности. Он получил «Suard Pension», которая санкционировала его обучение в «Академии Безансона». Поздней осенью того же года он приехал в Париж.

Прудон написал «De la Célébration du dimanche» во время конкурса эссе, проводимого «Академией Безансона» в 1839 году. Он использовал тему эссе  при обсуждении различных философских и политических концепций. Некоторые из его идей о морали, авторитете и собственности обеспокоили судей конкурса, в результате чего Прудон получил только бронзовую медаль. Однако он был горд, восприняв результат как признак того, что его труды встревожили элиту ученых.

Его первая крупная работа «Что есть собственность?» была опубликована в 1840 году. Он выдвинул лозунг «собственность — это воровство!», осудил несправедливость неравенства и определил анархию как «отсутствие хозяина, суверена» в книга. Позже в своей жизни Прудон изменил некоторые взгляды, которых придерживался ранее, о чем свидетельствует его аргумент о «уравновешивании власти свободой» и развитии децентрализованной «теории федерального правительства» в его книге 1863 года «Принцип Федерации». .

«Что есть собственность?» привлек внимание французских властей, а также пристальное внимание Карла Маркса. Маркс начал переписку с Прудоном. Они встретились в Париже, когда Маркс был там в ссылке. Они также повлияли на творчество друг друга.

Обведенная в кружок монограмма, состоящая из буквы «А», окруженной буквой «О» заглавными буквами, считается самым известным символом анархии. В то время как «А» в символе происходит от первой буквы «анархия», буква «О» происходит от «порядка», оба слова взяты из фразы «общество ищет порядка в анархии», написанной Прудоном в «Что тесть собственность?»

Его книга 1842 года «Предупреждение собственникам», мемуары о собственности, привела его к аресту и суду в Безансоне за его радикальные политические взгляды. Однако позже присяжные оправдали его. В 1843 году он присоединился к тайному обществу лионских рабочих, «мутуалистов». Обсуждения группы включали поиск путей достижения более эгалитарного общества. Примерно в то же время Прудон выступил с теорией мутуализма, которая выступала за совместную работу в небольших группах и доступность кредитов через «Народный банк».

Его дружба с Марксом подошла к концу, когда последний опубликовал в 1847 году «Нищету философии» как ответ на философские и экономические аргументы, данные Прудоном в его книге «Система экономических противоречий, или «Философия бедности» 1846 г. Конфликт привел к расколу марксистской и анархистской секций «Международной ассоциации рабочих», что привело к расколу между последователями двух философий, который продолжается и по сей день.

Прудон снова уехал в Париж в 1847 году. Он поселился там и заработал репутацию лидера инноваций. В том же году он стал масоном.

Февральская революция, более поздние сочинения

Прудон участвовал в революции 1848 года во Франции, результатом которой стало отречение Луи-Филиппа I, отмена монархии и создание Второй французской республики. Взгляд Прудона на реформы был изложен в его книге 1849 года «Решение социальной проблемы», в которой он наметил программу, включавшую взаимное финансовое сотрудничество рабочих. По его мнению, следуя этой программе, можно было бы передать контроль над экономическими отношениями от капиталистов и финансистов рабочим. Он хотел создать банк, который предоставлял бы кредиты по очень низкой процентной ставке.

Он писал для четырех газет во время Второй Французской республики и оказал достойное влияние, особенно на множество французских рабочих. Этими газетами были «Le Représentant du Peuple» (с февраля 1848 г. по август 1848 г.), «Le Peuple» (с сентября 1848 г. по июнь 1849 г.), «La Voix du Peuple» (с сентября 1849 г. по май 1850 г.) и «Le Peuple». Peuple de 1850′ (с июня по октябрь 1850 г.).

Тем временем в апреле 1848 г. он безуспешно баллотировался в «Учредительное собрание». Однако он добился успеха во время дополнительных выборов, состоявшихся 4 июня 1848 года. В результате он стал депутатом во время дебатов о «Национальных семинарах», которые были разработаны в соответствии с указом, принятым «республиканцем» Луи Бланом 25 февраля. год.

Он был ошеломлен жестокостью восстания июньских дней 1848 года, организованного французскими рабочими в ответ на планы закрытия «Национальных мастерских». Он выступал против восстания и считал, что социальная революция может быть достигнута мирным путем.

Он осуждал политику правительства и выступал за кредитно-обменную реформу. Он также выступал за кооперативы и рабочие советы вместо национализации или частной собственности на землю и рабочие места. Он использовал термин «мутуализм» для описания своей разновидности анархизма. Он заключал в себе идею контроля рабочих над средствами производства. В 1849 году он безуспешно пытался создать популярный банк («Banque du peuple»).

Пьер Жозеф Прудон был арестован за оскорбление президента Луи-Наполеона Бонапарта и находился в заключении с 1849 по 1852 год. После освобождения он жил в изгнании в Бельгии с 1858 по 1862 год. Он вернулся во Францию ​​​​только после либерализации империи в 1863 году.

Между тем, в своей книге 1851 года «Общая идея революции в девятнадцатом веке» Прудон изобразил видение идеального общества без власти. Книга, которая в настоящее время считается классикой анархистской философии, включала концепции, которые позже стали основой либертарианских и анархистских теорий. Двумя другими известными книгами Прудона были «Исповедь революционера» (1849 г.) и «Справедливость в революции и в церкви» (1858 г.).

Смерть

Пьер Жозеф Прудон умер 19 января 1865 года в Пасси в Париже и был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.

Его взгляды повлияли на нескольких выдающихся писателей России, таких как Лев Толстой, Петр Кропоткин, Петр Лавров и Александр Герцен. В конце 19-го и 20-м веках работы и идеология Прудона оставались одним из основных факторов, влияющих на теорию «рабочего самоуправления» (саможестив).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь