Мишель Фуко биография. Французский философ, теоретик культуры и историк

Мишель Фуко биография. Французский философ, теоретик культуры и историк

Содержание
Поль-Мишель ФукоПоль-Мишель Фуко

  • Имя: Поль-Мишель Фуко
  • Род деятельности: Французский философ, теоретик культуры и историк
  • Дата рождения: 15 октября, 1926
  • Дата смерти: 25 июня, 1984 (57 лет)
  • Место рождения: Пуатье, Франция

Мишель Фуко был выдающимся французским философом и историком. Он также был неоднозначным ученым, прославившимся после Второй мировой войны благодаря своей самой известной работе «Порядок вещей».

Он был широко связан с волнами структуралистов и постструктуралистов в Европе и оказал сильное влияние не только на философию, но и на широкий спектр социально-научных дисциплин. Его работы во многом можно разделить на метафизические и исторические исследования. Он надеялся понять философию, которая сформировала индивидуальное настоящее, не только с точки зрения античных функций, но и путем выявления превратностей их полезности в истории. Одна из его других известных многотомных работ «История сексуальности» также считается чрезвычайно важной, хотя и не самой крупной работой, так как она осталась незаконченной. Некоторые из его других известных работ включают «Использование удовольствия» и «Забота о себе». Фуко также много раз читал лекции по темам, касающимся «сексуальных проблем», и заявлял, что это скорее «необходимое благо», хотя и необходимо для воспроизводства. Однако печальный поворот в иронии поставил точку в его карьере после того, как он умер безвременной смертью от осложнений, связанных с ВИЧ.

Ранняя жизнь

Поль-Мишель Фуко родился 15 октября 1926 года, был вторым из трех детей, в семье высшего среднего класса в Пуатье, Франция. Все трое детей выросли стойкими католиками.

Он проучился в лицее «Генрих IV» в течение двух лет, а затем поступил в обычный лицей, где оставался до 1936 года. В школе он отличался латынью, историей, греческим и французским языками. В 1940 году он поступил в Колледж Святого Станислава, учреждение, которым руководят иезуиты. Три года спустя он получил степень бакалавра в институте. После учебы он вернулся в местный лицей Генри IV, где в течение года изучал историю и философию под руководством Луи Жирара. В 1946 году он поступил в ведущую Ecole Normale Superieure. За время работы в институте он стал ненасытным читателем и в значительной степени не пользовался популярностью у сверстников.

В ранние годы он был крайне подавлен и всегда страдал из-за табу на гомосексуальные отношения, которым он предавался.

Карьера

В 1950 году он вступил во Французскую коммунистическую партию, но никогда не принимал особого участия в ее деятельности. Спустя три года он покинул партию.

С 1951 по 1954 год он работал преподавателем психологии в ENS, а также преподавал психологию в Universite Lille Nord de France. Он был популярным лектором среди своих студентов. В это время он также много работал над своей диссертацией, когда учился на докторскую степень в Фонде Тьера по философии и психологии. Он часто бывал в Национальной библиотеке и наслаждался работами Ивана Павлова и Карла Ясперса.

В 1954 году он опубликовал свою первую книгу «Психические заболевания и личность», а также написал введение к статье Людвига Бинсвангера «Сон и существование».

В 1955 году Мишель Фуко отправился в Швецию, где устроился на работу национальным дипломатом в Уппсальском университете. Примерно в это же время он завершил и первый раунд своей диссертации, и он надеялся, что университет примет ее, но тщетно. Разочарованный, он уехал из Швеции. В октябре 1958 года он отправился в Варшаву, Польша, где возглавил «Французский центр» Варшавского университета. Во время своего пребывания в Польше он был расстроен тем, как правительство функционировало как «марионеточный режим» Советского Союза.

Сексуальное унижение вынудило его уехать из Польши в Западную Германию, где он начал преподавать. В 1960 году он занял вакантную должность на кафедре философии Клермон-Ферранского университета. За это время он завершил свою докторскую диссертацию под названием «История безумия в классическую эпоху», которая была опубликована в 1961 году, а позже была преобразована в книгу. Публикация стала критическим хитом.

В 1963 году он опубликовал книгу, посвященную Раймонду Русселю, которая позже будет напечатана на английском языке под названием «Смерть и лабиринт: мир Раймона Русселя». В том же году он опубликовал книгу «Рождение клиники: Археология врачебного взгляда». Последний стал популярным среди поклонников.

С 1963 по 1964 год Мишель Фуко был избран в состав «Комиссии восемнадцати человек», собиравшейся для обсуждения реорганизации университетов. Два года спустя была опубликована еще одна его работа — «Порядок вещей: археология гуманитарных наук». Это катапультировало его к славе, сделав важной фигурой на волне структуралистов.

В 1966 году он преподавал психологию в Тунисском университете в Тунисе. Два года спустя он переехал в Париж и был выбран главой философского отдела «Экспериментального центра Венсенна».

В 1969 году Мишель Фуко покинул Венсен и поступил в «College de France», где в следующем году прочитал свою первую лекцию, которая впоследствии была опубликована как «Дискурс языка». Здесь он читал 12 еженедельных лекций в год.

Фуко стал соучредителем «Информационной группы по тюрьмам» (GIP) вместе с Пьером Видаль-Наке в 1971 году. Группа сосредоточилась на разглашении плохих условий, в которых живут заключенные, а также очень критически относилась к пенитенциарной системе. В последующие три года количество членов группы увеличилось с 2000 до 3000.

В 1975 году он опубликовал одну из своих самых известных работ «Надзирать и наказывать», в которой предлагалось заглянуть в историю европейской системы. В следующем году была опубликована еще одна его крупная работа под названием «История сексуальности: воля к знаниям».

К концу своей жизни он оставался активным политическим активистом, выступающим против нарушения прав человека. Во время иранской революции он вел колонку в итальянском издании о том же, для чего лично ездил в Иран и был одним из журналистов, освещавших исламистское движение аятоллы Хомейни.

В 1980 году он был приглашенным профессором Калифорнийского университета в Беркли. Четыре года спустя он опубликовал второй и третий тома «Истории сексуальности». Однако он не смог завершить четвертый том того же самого. Перед смертью он прочитал свой последний набор лекций в College de France.

Основные работы

«Порядок вещей: археология гуманитарных наук» был впервые опубликован в 1966 году. Получивший признание критиков, он был переведен на английский язык через четыре года после его первой печати и считается одним из «самых важных структуралистских работ». Книга стала настолько популярной, что заняла второе место. 66 в списке «100 книг века» Le Monde.

Личная жизнь

Поль-Мишель Фуко был гомосексуалистом и предавался садомазохистской сексуальной активности с бесчисленным множеством мужчин. Он также много употреблял наркотики в течение своей жизни. Он очень любил классическую музыку и особенно любил Иоганна Себастьяна Баха и Моцарта. Он оставался стойким левым на протяжении большей части своей жизни.

Из-за бесчисленных сексуальных контактов с мужчинами и трансвеститами он заразился ВИЧ, который в конечном итоге перерос в СПИД. Он часто посещал бани и был постоянным участником гей-кругов в районе залива Сан-Франциско. Сначала он страдал от постоянного сухого кашля, но после того, как его поместили в больницу, ему поставили диагноз СПИД.

Поль-Мишель Фуко скончался 25 июня 1984 года из-за осложнений от сепсиса в Париже, Франция.

После его смерти его рассуждения и работы продолжали вдохновлять орду критических теоретиков, оказывая влияние на структуралистские и постструктуралистские движения.

В 2007 году он был назван ISI Web of Science «самым цитируемым ученым в области гуманитарных наук». Этот знаменитый французский философ и историк был известен тем, что носил «водолазки», что было его визитной карточкой.

Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Оставьте комментарий ниже