Мирза Галиб биография. Индийский поэт, авторитетный знаток Корана и суфизма

0
126
Мирза Асадулла-хан Галиб
  • Имя: Мирза Асадулла-хан Галиб
  • Род деятельности: Поэт
  • Дата рождения: 27 декабря, 1797
  • Дата смерти: 15 февраля, 1869 (71 лет)
  • Место рождения: Каля Махаль, Агра, Империя Великих Моголов или Бхаратпур

Мирза Галиб был выдающимся урду и персидским поэтом, который считается последним великим поэтом эпохи Великих Моголов.

Этот виртуоз, происходивший из среднеазиатской семьи турок-айбаков, которые традиционно служили солдатами, последовал собственному пристрастию к письму и стал одним из самых влиятельных и популярных поэтов на языке урду. Преодолевая все препятствия, которые затмевали его личную жизнь, в том числе потерять отца в детстве, сталкиваться с финансовыми трудностями на протяжении всей своей жизни, становиться алкоголиком, нарушать нормы и даже попадать в тюрьму, он выделялся своими увлекательными стихами, произведениями прозы, посланиями и дневниками.

Самые замечательные стихи этого литературного мастера были в формах «газель» (лирика), «кадида» (панегирик) и «маснави» (моралистическая или мистическая притча). Борясь с нищетой и другими невзгодами, он наконец получил признание после того, как был введен в должность поэта-лауреата при дворе последнего императора Великих Моголов Индии, Бахадур-шаха II.

Уроженец Мирзы Асадулла Байг Хан, он использовал псевдонимы Галиб, что означает доминирующий, и Асад, что означает лев, при создании своего воображения. Его почетным званием было «Дабир-уль-Мульк, Наджм-уд-Даула». Его богатые литературные произведения оставались источником вдохновения для других поэтов и писателей на протяжении поколений и продолжают затрагивать душу населения Хиндустани за пределами Индии и Пакистана.

Личная жизнь

Мирза Асадулла-хан Галиб родился 27 декабря 1797 года в Кала-Махале, Агра, в семье Мирзы Абдуллы Байг-хана и Иззат-ут-Ниса Бегум. Его место рождения сейчас называется Интер-колледж «Девочек Индрабхан». Сохранилась комната, в которой он родился.

Он был потомком тюркской семьи Айбак, которая после падения сельджукских царей перебралась в Самарканд, один из старейших городов Средней Азии, который является частью современного Узбекистана. Его мать была этнической кашмиркой.

Во время правления Ахмад-шаха Бахадура, 15-го императора Великих Моголов, дед Галиба по отцовской линии, Мирза Кокан Байг Хан, служивший турком-салджуком, мигрировал из Самарканда в Индию. Он работал в Лахоре, Джайпуре и Дели, прежде чем обосноваться в Агре. Мирза Кокан Байг Хан получил подрайон Пахасу, расположенный в районе Буландшахр штата Уттар-Прадеш в Индии.

Отец Галиба первоначально служил «навабу» в Лакхнау, а затем в «низаме» Хайдарабада. Он потерял отца в битве при Алваре в 1803 году, когда ему было пять лет. После трагедии о нем позаботился дядя Галиба, Мирза Насрулла Байг Хан.

Галиб выучил урду как свой первый язык, в то время как турецкий и персидский также использовались в его доме. В детстве он изучал персидский и арабский языки. Турист из Ирана приехал в Агра и пару лет жил в его доме. Галиб тогда был еще подростком. Галиб вскоре подружился с туристом Абдусом Самадом (первоначально называвшимся Ормуздом), который только что принял ислам. Под руководством Самада он изучил персидский, арабский, логику и философию.

Его брак был устроен с Умрао Бегумом, когда ему было 13 лет. Умрао была дочерью Наваба Илахи Бахша и племянницей «наваба» Ферозепура Джирки. После женитьбы он переехал в Дели вместе со своим младшим братом, больным шизофренией, Мирзой Юсуфом Ханом, который позже умер в 1857 году.

Его жена считалась религиозной и ортодоксальной дамой. Хотя есть противоречивые сообщения об отношениях пары, поэт описал свою супружескую жизнь как еще одно тюремное заключение, причем жизнь была первой, в одном из своих посланий. Идея о том, что жизнь — это непрекращающаяся борьба, которая может закончиться только смертью человека, постоянно повторяется в его стихах.

К тридцати годам Мирза Галиб стал отцом семерых детей. К сожалению, все они умерли в младенчестве. Боль и агония этой личной потери стали темой многих его «газелей».

Его манеры, в том числе брать ссуды, брать книги, постоянно пить, нарушать нормы и играть в азартные игры, часто делали его печально известным. Он заработал репутацию «ловеласа» в окружении суда Великих Моголов, а также был заключен в тюрьму за азартные игры. Однако виртуоз оставался беспечным и продолжал вести себя.

Однажды, когда кто-то оценил поэзию шейха Сахбая, Галиб поспешил сказать, что шейх Сахбай не мог быть поэтом, так как он никогда не пил вина, никогда не играл в азартные игры, никогда не бил сандалиями любовники и даже не пил. посетил тюрьму.

Звания, полученные в эпоху Великих Моголов

Мирза Галиб был удостоен титула «Дабир-уль-Мульк» императором Бахадур-шахом II в 1850 году. Бахадур-шах II также присвоил ему титулы «Наджм-уд-даула» и «Мирза Ноша», причем последнее привело его к добавьте «Мирза» в качестве своего имени. Такое посвящение со стороны императора означало включение Галиба в дворянство королевского двора.

Император Бахадур Шах II сам был известным поэтом на языке урду, двор которого пользовались услугами других опытных авторов урду, таких как Мумин, Даг и Заук, ближайшим соперником которого был Зауг. В 1854 году Бахадур-шах II назначил Галиба своим наставником-поэтом. Галиб вскоре стал одним из его известных придворных. Старший сын императора, принц Фахр-уд Дин Мирза, также находился под опекой Галиба.

Галиб также был королевским историком при дворе Великих Моголов и вел свою жизнь либо под покровительством императора, либо благодаря великодушию и заимствованиям у друзей. С падением Империи Великих Моголов и появлением британского владычества Галиб попытался выступить перед всеми возможными властями правительства, сформированного британцами. Сообщается также, что он поехал в Калькутту, чтобы восстановить свою пенсию в полном объеме. Таким образом, нищета и лишения продолжали быть неотъемлемой частью его жизни.

Он жил в доме в Гали Касим Яан, Баллимаран, Чандни Чоук, в Старом Дели. Дом, который сейчас называется «Галиб ки Хавели», был объявлен объектом культурного наследия «Археологической службой Индии». Также известный как «Мемориал Галиба», в доме находится постоянная экспозиция поэта, которая дает представление о его образе жизни и богатой архитектуре эпохи Великих Моголов.

Композиции Мастера

Этот мастер литературы начал сочинять, когда ему было всего 11 лет. Первоначально он использовал псевдоним «Асад», а затем принял имя «Галиб». Также известно, что он писал как «Асад Уллах Хан».

Он высоко ценил свои персидские сочинения. Однако его «газели» на урду снискали ему большее признание среди новых поколений.

Сфера применения «газелей», которая до этого времени в основном ограничивалась выражением горя в любви, была расширена Галибом. В свои «газели» он включал разные предметы, такие как загадочные аспекты жизни и философии среди прочего. Однако в большинстве своих стихов он придерживался традиции не указывать пол обожаемых.

Многие ученые урду разъясняли компиляции «газелей» Галиба. Первым подобным произведением был поэт, переводчик и языковед Али Хайдер Назм Табатабай из Хайдарабада.

Сарфараз К. Ниази написал первый полный английский перевод «газелей» Галиба, который включал полную латинскую транслитерацию, разъяснение и расширенную лексику. Книга называлась «Любовные сонеты Галиба» и была издана в Индии издательством «Рупа и Ко» и в Пакистане фирмой «Ферозсонс».

Очаровательные буквы Галиба, написанные на урду, также уступили место простому и популярному урду, поскольку до его времени написание букв на этом языке было гораздо более декоративным. Его стиль письма был довольно неформальным, иногда с юмором. Его интересные письма давали читателям ощущение беседы с ним.

Однажды он написал в письме: «Main koshish karta hoon ke koi aisi baat likhoon jo padhe khush ho jaaye», что означает: «Я стараюсь писать такие вещи, чтобы всякий, кто читает, становится счастливым». По мнению некоторых ученых, письма Галиба были достаточно хороши, чтобы заработать ему место в литературе урду. Профессор Ральф Рассел, британский исследователь литературы на урду, перевел богатые литературные работы мастера в книге «Оксфордский галиб».

Его прозаические произведения также были красивыми и простыми, но уникальными и произвели революцию в литературе урду.

Независимо от этого, Галиб никогда не уклонялся от выражения себя, будь то устно или через свои бесценные труды. Однажды, в 1855 году, когда сэр Сайед Ахмед Хан попросил его добавить свои слова похвалы к иллюстрированному изданию Хана «Ай’н-е Акбари» Абул Фазла, Галиб придумал небольшое персидское стихотворение, осуждающее «Ай’н». -е Акбари.

Галиб не только упрекал Хана в том, что он сосредоточился на таких мертвых вещах, но и хвалил «сахибов Англии», которые к тому времени контролировали все «а’ины» его родины. У стихотворения есть также переведенная версия: написано Шамсуром Рахманом Фаруки.

Галиб стал свидетелем крушения Империи Великих Моголов и подъема британского владычества после того, как индийское восстание 1857 года против британской «Ост-Индской компании» потерпело поражение. Он был свидетелем исчезновения «базаров», населенных пунктов и переулков. Он также был свидетелем сноса хавели (особняков) своих друзей. В своей работе «Дастумбо» он описал беспокойный период Дели в 1857 году.

20 сентября 2010 года антология персидской поэзии Галиба под названием «Куллият-э-Галиб фарси», составленная доктором Сайедом Таки Абеди и содержащая редкий сборник из 11 337 стихов мастера, была выпущена совместно послами Индия и Пакистан во время мероприятия, спонсируемого Министерством искусства и культуры Ирана, в Тегеране. Ранее он был выпущен в Национальном университете урду Маулана Азад в Хайдарабаде, Индия.

По словам доктора Таки, к 1865 году Галиб написал 1792 двустишия на урду и 11340 на персидском.

Взгляды на религию

Мирза Галиб был преданным мусульманином, который верил в поиски Бога вместо того, чтобы следовать религиозным обрядам. Своей литературной работой, особенно поэзией, он выказывал благоговение перед Мухаммедом. Некоторые из его работ, которые иллюстрируют его уважение к Мухаммеду, включают «Абр-и гаухарбар» (Облако, несущее драгоценности) и «касиду» из 101 стиха.

Он ненавидел практики некоторых «улемов», которые в стихах Галиба отражают лицемерие и предрассудки. Галиб также писал против некоторых «маулави» (священнослужителей) и критиковал их за недостаток знаний и властную самоуверенность.

Однажды, когда восстание в Индии в 1857 году было в самом разгаре, солдаты затащили Галиба к полковнику Берну для допроса. Это было 5 октября 1857 года в Дели. Сбитый с толку головным убором в стиле турок из Центральной Азии, который он носил, полковник спросил: «Ну что? Ты мусульманин?» Галиб ответил: «Половина?» Полковник снова спросил: «Что это значит?» Галиб ответил: «Я пью вино, но не ем свинину».

Его взгляд на Индостан очевиден из стихотворения «Чираг-и-Даир» («Храмовый светильник»), которое он написал во время поездки в Бенарес весной 1827 года и где размышлял об Индийском субконтиненте.

Всемирно известный поэт Мирза Асадулла-хан Галиб испустил свой последний вздох 15 февраля 1869 года. Он был похоронен в Хазрате Низамуддине в Дели, Индия.

Он часто говорил, что получит должное признание со стороны более поздних поколений, и по иронии судьбы его окончательное восхождение к славе произошло посмертно.

Жизнь этого виртуоза изображена в фильмах и театрах Индии и Пакистана. В индийском фильме «Мирза Галиб» (1954) в роли Галиба снялся легендарный актер Бхарат Бхушан. Он также изображался пакистанской кинозвездой Судхиром в пакистанском фильме «Мирза Галиб» (1961). Известный индийский поэт, автор текстов и кинорежиссер Гульзар выпустил популярный телесериал «Мирза Галиб» (1988), который транслировался на канале «DD National», в котором Насируддин Шах сыграл поэта.

Многие южноазиатские певцы, в том числе индийцы, такие как Бегум Ахтар, Джагджит Сингх, Лата Мангешкар, Аша Бхосле и Мохаммед Рафи, а также пакистанцы, такие как Гулам Али, Абида Парвин, Рахат Фатех Али Хан и Мехди Хассан, спели его «газели».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь