
- Имя: Мэй Уэст
- Род деятельности: Актриса, певица, драматург, сценарист и секс-символ
- Дата рождения: 17 августа, 1893
- Дата смерти: 22 ноября, 1980 (87 лет)
- Место рождения: Бруклин, Нью-Йорк
Мэй Уэст начинала в водевиле и на сцене в Нью-Йорке, а позже переехала в Голливуд, чтобы сниматься в фильмах, известных своей откровенной сексуальностью и жаркой обстановкой.
Кто такая Мэй Уэст?
Мэй Уэст достигла своего голливудского успеха в конце 30-х годов, когда ее можно было бы считать в ее «преклонных годах» за то, что она играла сексуальных шлюх, но ее личность и физическая красота преодолели любые сомнения. Грубая сексуальность ее фильмов вызвала гнев и моральное негодование некоторых групп, но эта сексуальность-то, чем она запомнилась сегодня.
Ранняя жизнь
Мэри Джейн Уэст родилась 17 августа 1893 года в Бруклине, штат Нью-Йорк, в семье Матильды и Джона Уэста. Члены семьи называли ее Мэй с раннего возраста. Матильда, также известная как «Тилли», была немецкой иммигранткой и начинающей актрисой. Но неодобрение родителей в выборе профессии свело ее мечты к более реалистичной профессии швейного работника. Тем не менее, она тайно отказалась от своей работы швеей для менее респектабельной, хотя и несколько более гламурной работы в качестве модели моды и никогда полностью не отказывалась от перспективы сделать карьеру в шоу-бизнесе.
Отец Уэст был боксером-призером, известным в районе Бруклина как «Боевой Джек» Уэст, не столько за этот успех на ринге, сколько за его репутацию уличного драчуна. Когда он не участвовал в санкционированных боксерских поединках, он участвовал в подпольных уличных боях или демонстрировал свое боксерское мастерство в драках в парке развлечений Кони-Айленда. Позже, после того, как он познакомился с Тилли, он работал «специальным полицейским» (скорее всего, в качестве мускула для местных бизнесменов и криминальных авторитетов), а затем частным детективом.
Уэст была старшой из троих детей, но Уэст с самого начала была любимицей своей матери. С Уэст воспитание детей Тилли шло вразрез с более традиционными викторианскими методами: «Детей следует видеть, а не слышать». Вместо этого она предпочитала шутить и уговаривать Уэст, а не жестко наказывать ее. Уэст быстро подчинилась не по годам развитому и, временами, упрямому поведению.
Уэст начала проявлять признаки таланта в возрасте 3 лет, подражая членам семьи и друзьям, к большому удовольствию ее отца и матери. В то время как она была слишком молода, чтобы понять искусство подражания, она быстро узнала о силе командования аудиторией. Вскоре Тилли водила Уэст на спектакли и водевили, где она была очарована выдуманным миром персонажей, танцев и музыкальных номеров. На протяжении всей жизни Уэст вспоминала о многих легендарных исполнителях, которых она видела в юности, но один артист всегда выделялся для нее: афроамериканский артист Берт Уильямс, которого она считает своим самым ранним влиянием. Именно из выступлений Уильямса она научилась искусству недомолвок и двусмысленности, которые он использовал в своем выступлении, чтобы замаскировать свою сатиру на расовые отношения.
Она впервые появилась на сцене в воз расте 5 лет в церковном обществе. В то время как ее домашние выступления заставляли ее отца гордиться, он не слишком стремился к тому, чтобы она выступала перед публикой. Тилли беспечно проигнорировала его опасения и записала ее в школу танцев в возрасте 7 лет. Вскоре она появилась на amature night в местных театрах бурлеска под сценическим псевдонимом «Бэби Мэй». После того, как она заняла первое место и получила приз в размере 10 долларов, ее отец стал ярым сторонником, таща ее чемодан с костюмами на спектакли и сидя в аудитории в качестве ее поклонника № 1.
Профессиональная Водевильная карьера
В 1907 году 14-летняя Уэст начала профессионально выступать в водевиле в акционерной компании Хэла Кларедона. Ее мать шила все её костюмы, обучала ее на репетициях и управляла ее заказами и контрактами. Тилли наконец-то занялась шоу-бизнесом в качестве менеджера своей дочери. Игра Уэст была тонкой пародией на викторианскую невинность и сентиментальность. Она изображала молодую девушку, одетую в розово-зеленое атласное платье, большую белую шляпу и розовые атласные ленты. Но она изображала взрослых исполнителей водевиля и бурлеска, танцевала и пела популярные песни с сексуальным подтекстом.
Следующие несколько лет Уэст провела в водевилях с Уильямом Хоганом, мелким исполнителем и другом семьи. Уэст сыграла молодую подружку Хогана во взлете темы Тома Сойера. Но вполне вероятно, что волевой Запад приложил руку к пересмотру ее мягкого характера Бекки Тэтчер в более напористую и смелую игру для Хогана. Когда работа шла медленно, что часто случалось со многими исполнителями в водевилях, она выходила на сцену в бурлеске, играя перед преимущественно мужской аудиторией рабочего класса. Социальные условности не позволяли такой молодой девушке даже присутствовать в такой обстановке, не говоря уже о выступлениях, но Уэст процветала и оттачивала свои исполнительские навыки.
Где-то между 1909 и 1910 годами Уэст познакомилась с Фрэнком Уоллесом, начинающим водевильным певцом и танцором. История гласит, что Уоллес познакомила с Уэст ее мать, Тилли, которая увидела возможность объединить ее с исполнителем, который был в разных местах. После нескольких недель интенсивных репетиций они сформировали акт и отправились в бурлеск. Тур прошел вглубь Среднего Запада, вдали от покровительственного надзора матери Уэст. По словам ее биографов, Уоллес несколько раз предлагал ей выйти за него замуж, но она отказывалась, вместо этого заводя романы с несколькими другими актерами мужского пола. Она получила совет от старшего актера, Этты Вуд, о ее «порочных способах» и подчеркнула, что брак обеспечит ей защиту от одиночества и беременности.
После этого Уэст, казалось, передумала, и 11 апреля 1911 года она и Фрэнк Уоллес поженились мировым судьей в Милуоки, штат Висконсин. Ей было всего 17 лет, и она солгала о своем возрасте в свидетельстве о браке (в то время 18 лет было законным возрастом для вступления в брак в Висконсине), и оба молодожена пообещали сохранить брак в тайне от общественности и ее родителей. Союз оставался в секрете до 1935 года, когда Уэст была в самом разгаре своей кинокарьеры, и сотрудник отдела рекламы нашел свидетельство о браке в некоторых старых бумагах. В течение многих лет она утверждала, что они с Уоллесом никогда не жили как муж и жена. Она разорвала представление вскоре после того, как они вернулись в Нью-Йорк летом 1911 года.
Позже в том же году Уэст прослушивалась и получила роль в своем первом бродвейском шоу «А-ля Бродвей», комедийном обзоре. Шоу закрылось всего после восьми выступлений, но Уэст была хитом. В зале на премьере были два успешных бродвейских импресарио, Ли и Джей Джей Шуберт, и они сыграли ее в постановке Веры Виолетты, также с участием Эла Джолсона. Она была в шоу совсем недолго из-за конфликтов с женщиной-звездой шоу, Габи Деслис, но опыт окупился. Она продолжала выступать в водевилях и на Бродвее в Нью-Йорке. Именно в это время она познакомилась с Гвидо Дейро, еще одним хедлайнером Водевиля. В результате завязались страстные отношения, и они старались как можно больше времени проводить вместе, часто устраивая совместные показы. Они оба открыто выражали свою любовь, похоть и ревность и были известны своим внешним проявлением эмоций, а также яростными спорами.
В течение короткого времени пара размышляла о браке, и Дейро даже попросил у родителей Уэст ее руки (они все еще не знали о ее предыдущем браке с Фрэнком Уоллесом, с которым она, наконец, развелась в 1920 году). Тилли решительно отказалась, напомнив дочери о подводных камнях супружеских пар в шоу-бизнесе. Уэст подчинилась желанию матери, но продолжала видеться с Дейро. Ее мать продолжала подрывать их отношения. Наконец, Тилли прямо выразила неодобрение Дейро, сказав Уэст, что он недостаточно хорош для нее. Неохотно она подчинилась и через короткое время прекратила отношения с Дейро.
Уэст получила свой большой прорыв в 1918 году в ревю братьев Шуберт, играя вместе с Эди Винном. Ее героиня, Мэй, танцевала шимми, бесстыдное танцевальное движение, которое включало в себя встряхивание плеч назад и вперед и выпячивание груди. По мере того как появлялось все больше ролей, Уэст начала формировать своих персонажей, часто переписывая диалоги или описания персонажей, чтобы лучше соответствовать своей персоне. В конце концов она начала писать свои собственные пьесы, первоначально используя псевдоним Джейн Маст.
Драматургия и споры
В 1926 году Уэст получила свою первую главную роль в бродвейской пьесе под названием «Секс», которую она написала, продюсировала и поставила. Хотя пьеса была хитом в прокате, «более респектабельные» бродвейские критики раскритиковали ее за откровенное сексуальное содержание. Постановка также не очень понравилась городским чиновникам, которые совершили налет на шоу и арестовали Уэст вместе с большей частью актеров. Она была привлечена к ответственности по обвинению в нарушении морали и 19 апреля 1927 года приговорена к 10 дням тюремного заключения на острове Благосостояния (ныне известном как остров Рузвельта) в Нью-Йорке. Заключение было сердечным, так как Уэст, по сообщениям, несколько раз обедала с начальником тюрьмы и его женой. Она отсидела восемь дней. Внимание средств массовой информации ко всему этому делу только укрепило ее карьеру.
Не боясь никакого впечатления неприличия, Уэст написала и поставила свою следующую пьесу «Драг», в которой речь шла о гомосексуализме. Пьеса хорошо прошла в Коннектикуте и стала хитом в Патерсоне, штат Нью-Джерси. Но когда Уэст объявил, что пьеса откроется на Бродвее, Общество по предотвращению порока вмешалось и поклялось запретить ее. Общество было государственной организацией, первоначально созданной сторонниками YMCA в 1873 году. Группа была посвящена надзору за нравственностью общественности и контролю за соблюдением законов штата. Уэст решила больше не искушать судьбу и держала пьесу подальше от Нью-Йорка.
Уэст продолжала писать пьесы в течение следующих нескольких лет, включая «Злой век», «Человек удовольствия» и «Постоянный грешник». В некоторых она была признана писателем и/или продюсером, но не играла никакой роли. Пьесы касались того, что сегодня назвали бы «взрослой темой», с сюжетами свиданий и сексуальными намеками. Ее постановки было нелегко вывести на сцену по множеству причин, в первую очередь из-за постоянных изменений, необходимых для приведения диалога и сюжетных линий в соответствие с моральными кодексами того времени. В нескольких случаях актеры изучали два сценария, один для широкой аудитории и «более утонченную» версию для тех случаев, когда им сообщали, что в аудитории могут быть агенты отдела нравов. Конечно, все это только увеличило известность ее постановок и привело к переполненным спектаклям.
К 1932 году Голливуд начал обращать внимание на выступления и талант Уэст. В том же году ей предложили контракт на фильм от Paramount Pictures. В свои 38 лет она, возможно, считалась в «преклонных годах» за то, что играла сексуальных шлюх, но ее личность и физическая красота, казалось, преодолели любые сомнения. Первый фильм, в котором она появилась, был «Ночь за ночью» с Джорджем Рафтом в главной роли. Сначала она отказывалась от своей маленькой роли, но была успокоена, когда ей разрешили переписать свои сцены, чтобы больше соответствовать ее стилю исполнения.
В фильме 1933 года «Она обошлась с ним нечестно» Уэст смогла вывести своего персонажа «Бриллиантовая Лил» на серебряный экран в своей первой главной роли в фильме. Персонаж «Лил» был переименован в «Леди Лу» и содержал знаменитую западную фразу: «Почему бы тебе как-нибудь не зайти ко мне?» Фильм был номинирован на премию «Оскар» за лучшую картину, а также снялся в одной из своих первых главных ролей. Фильм очень хорошо показал себя в прокате, и его приписывают спасению Paramount Pictures от банкротства. В своем следующем фильме «Я-не ангел» она снова была в паре с Грантом. Этот фильм тоже был финансовым блокбастером, давшим Уэсту честь стать восьмым по величине кассовым сбором в Соединенных Штатах. К 1935 году Уэст была вторым самым высокооплачиваемым человеком в Соединенных Штатах после издателя Уильяма Рэндольфа Херста.
В 1939 году Universal Pictures обратилась к Уэст с просьбой сняться в фильме вместе с комиком У. К. Филдса. Студия хотела повторить успех, который они имели, с другим фильмом «Снова едет Дестри», западной моральной сказкой с Марлен Дитрих и Джеймсом Стюартом в главных ролях. Уэст, искавший способ вернуться в кино, согласился на эту роль, требуя творческого контроля над фильмом. Используя тот же западный жанр, сценарий «Моя цыпочка» был написан Уэст. Несмотря на напряженность на съемочной площадке между Уэст и Филдсом (она была трезвенницей, а он пил), фильм имел кассовый успех, превзойдя два предыдущих фильма Филдса.
К 1943 году Уэст исполнилось 50 лет, и он подумывал о том, чтобы уйти из кино, чтобы сосредоточиться на своей бродвейской сценической карьере. Режиссер Columbia Pictures Грегори Ратофф, ее друг, нуждался в успешном фильме, чтобы избежать банкротства, и умолял Уэста помочь ему избежать финансового краха. Она согласилась. Но в фильме не хватало ее двусмысленных линий и хитрой подачи, не говоря уже о слабом сюжете и отсутствии романтической роли с самым высоким рейтингом для Уэста. Фильм получил плохие отзывы и пострадал в прокате. Уэст не возвращался к фильмам до 1970 года.
Поздняя карьера
В 1954 году Уэст основала ночной клуб, который возродил некоторые из ее ранних сценических работ, показывая ее в песенных и танцевальных номерах и в окружении мускулистых мужчин, заискивающих перед ней за внимание. Шоу продолжалось три года и имело большой успех. С этой победой она почувствовала, что пришло время уйти в отставку. В 1959 году Уэст выпустила свою автобиографию-бестселлер «Goodness Had Nothing To Do With It», рассказывающую о ее жизни в шоу-бизнесе. Она несколько раз появлялась в качестве гостя в телевизионных комедиях и варьете 1960-х годов, таких как «Шоу Реда Скелтона» и некоторые ситуационные комедии, такие как «Мистер Эд». Она также записала несколько альбомов в разных жанрах, включая рок-н-ролл и рождественский альбом, который, конечно, был больше пародией и инсинуациями, чем религиозным праздником.
В 1970-х годах она снялась в двух своих последних фильмах: «Майра Брекинридж» Гора Видала, в котором у нее была небольшая роль, и ее собственный «Секстет» (1978). Хотя «Майра Брекенридж» была кассовым сбором и критическим провалом, она нашла аудиторию в культовом кино и послужила оживлению многих других ее фильмов на кинофестивалях. В 1976 году Уэст начала работу над своим последним фильмом «Секстет». Картина была адаптирована по сценарию, который она написала для сцены, но постановка страдала от нескольких проблем, включая ежедневные изменения сценария, творческие разногласия и трудности Уэста с запоминанием ее реплик и следованием заданному направлению. Тем не менее, будучи профессионалом, она проявила настойчивость, и фильм был завершен. Критики были сокрушительны в своих отзывах, но, как и «Майра Брекенридж», фильм пережил как классика культового фильма.
Смерть
В августе 1980 года Уэст сильно упала, вставая с постели. Она была доставлена в больницу Доброго самаритянина в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, где тесты подтвердили, что она перенесла инсульт. Реабилитация была сложной, с диабетической реакцией на формулу в ее питательной трубке. 18 сентября 1980 года она перенесла второй инсульт, в результате которого большая часть ее правой стороны была парализована. Затем у нее развилась пневмония. Ее состояние показывало некоторые признаки стабилизации, но общий прогноз был хорошим, и ее отпустили домой для выздоровления. 22 ноября 1980 года Уэст умерла в возрасте 88 лет. Она была похоронена в Бруклине, штат Нью-Йорк.