
- Имя: Лев Семёнович Выготский
- Род деятельности: Психолог
- Дата рождения: 17 ноября, 1896
- Дата смерти: 10 июня, 1934 (37 лет)
- Место рождения: Орша, Могилёвская губерния, Российская империя
Лев Выготский был советским психологом, блестящим человеком, известным разработкой нескольких основных теорий, в том числе теории зоны ближайшего развития и социокультурной теории.
Он считал, что детям необходимо социальное взаимодействие с людьми разных возрастных групп для ускорения их психологического развития. Он подчеркнул, что динамическое взаимодействие между детьми и родителями и учителями имеет жизненно важное значение, поскольку дети постепенно и непрерывно учатся у тех, с кем они взаимодействуют. Однако его теории были встречены с большим скептицизмом в начале 20 века, когда он впервые их выдвинул; спустя десятилетия после его смерти его работы найдут признание в западном мире.
Лев Выготский был блестящим учеником с юных лет и показал себя отличником. Хотя изначально он изучал медицину, он перешел на юриспруденцию, а также заинтересовался психологией. В конце концов он прославился как педагог-психолог.
Он был первым психологом, специализирующимся в области психологии развития, детского развития и образования. Он стремился использовать марксистскую методологию для переформулирования психологических теорий в соответствии с марксистским мышлением. Его теории считались спорными при его жизни, хотя они стали очень популярными спустя десятилетия после его безвременной смерти в возрасте 37 лет.
Ранняя жизнь
Лев Семёнович Выготский родился 17 ноября 1896 года в городе Орша в Российской империи (современная Беларусь) в зажиточной семье еврейского происхождения. Его отец был банкиром. Его мать училась на учителя, но она решила не работать и считала семью своим приоритетом. У него было семь братьев и сестер.
Он вырос в городе Гомель, Беларусь, и получил там начальное образование. Он хорошо учился в школе. После окончания средней школы он поступил в Московский университет в 1913 году и сначала изучал медицину. Позже он понял, что его больше интересуют юриспруденция, и переключился на юриспруденцию. Наряду с формальным образованием он также продолжил самостоятельное изучение философии.
Карьера
После завершения образования в 1917 году вернулся в Гомель и начал педагогическую деятельность. Со временем он создал исследовательскую лабораторию в Гомельском педагогическом училище.
Лев Выготский участвовал во Втором Всероссийском психоневрологическом съезде в Ленинграде в январе 1924 года, где выступил с докладом о методах рефлексологического и психологического исследования. Его выступление было высоко оценено, и ему предложили должность научного сотрудника в Психологическом институте Москвы.
Так он переехал в Москву, где жил в подвале института. Его первым исследовательским проектом в 1925 году была диссертация по психологии искусства. Он всегда проявлял глубокий интерес к психологии воспитания и реабилитации, особенно к обучению детей с нарушениями обучаемости. Затем он основал Лабораторию психологии аномального детства в Москве.
Он уехал в Лондон в 1925 году и по возвращении в Советский Союз тяжело заболел. Он болел туберкулезом и был госпитализирован. Каким-то образом он пережил болезнь, хотя стал крайне слабым и инвалидом. Он оставался без работы до конца 1926 года.
Его эссе «Сознание как проблема психологии поведения» было опубликовано в 1925 году, а «Психология образования» — в 1926 году.
Оправившись от болезни, он погрузился в теоретико-методологическую работу над кризисом психологии, но так и не смог закончить черновик рукописи. Окончательно рукопись будет опубликована лишь спустя несколько десятилетий после его смерти.
В период с 1926 по 1930 год он собрал группу студентов, включая Александра Лурия и Алексея Леонтьева, и работал над исследовательской программой, посвященной развитию высших когнитивных функций логической памяти, избирательного внимания, принятия решений и понимания языка. Вместе со студентами он изучал это явление с трех разных сторон: инструментальный, развивающий и культурно-исторический.
Он был психологом-новатором, интересовавшимся разными направлениями психологии развития, детского развития и образования. Он ввел понятие зоны ближайшего развития — новаторскую метафору, способную описать потенциал когнитивного развития человека — и переосмыслил известные концепции психологии, такие как интернализация знаний.
Начало 1930-х было для него очень трудным периодом, поскольку он пережил несколько личных и профессиональных кризисов. Он пережил период массовой самокритики и начал реконструкцию своих теорий, осознав их многочисленные недостатки.
В 1930-е годы он находился под сильным влиянием холистических теорий немецко-американской группы сторонников гештальт-психологии, в первую очередь Курта Гольдштейна и Курта Левина из гештальт-движения. Но большинство работ, начатых им в этот период, остались незавершенными, так как в 1934 году он неожиданно скончался.
Основные работы
Несмотря на свою смерть в молодом возрасте 37 лет, он внес большой вклад в область психологии, особенно в области человеческого развития, историко-культурной теории и развития мысли и языка. Хотя его работы считались спорными при его жизни, его работы вызвали значительный интерес спустя годы после его смерти.
Личная жизнь
Лев Выготский был женат на Розе Смеховой, у них было две дочери.
Лев Семёнович Выготский умер от туберкулеза 10 июня 1934 года в Москве, Россия. Ему было всего 37 на момент смерти