Ги де Мопассан биография. Новеллист, поэт, мастер рассказа с неожиданной концовкой

0
1055
  • Имя: Ги де Мопассан
  • Род деятельности: Новеллист, поэт, мастер рассказа с неожиданной концовкой
  • Дата рождения: 5 августа, 1850
  • Дата смерти: 6 июля, 1893 (42 лет)
  • Место рождения: Дьепп, Франция

Ги де Мопассана  французский натуралист писатель коротких рассказов и романов который по общему мнению является величайшим французским писателем рассказов.

Ранний период жизни

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в старинной усадьбе Миромениль около Дьепа. Мопассан был старшим из двух детей Гюстава и Лоры де Мопассан. Утверждение его матери о том, что он родился в замке Миромениль, оспаривается. Второй сын пары, Эрве, родился в 1856 году.
Оба родителя происходили из нормандских семей, отцов из мелкой аристократии , но брак оказался неудачным, и пара окончательно рассталась, когда Ги было 11 лет. Хотя Мопассаны были свободомыслящей семьей, первое образование Ги получил в церкви, а в 13 лет был отправлен в небольшую семинарию в Ивето, где учились как миряне, так и священнослужители. Он чувствовал решительную антипатию к этой форме жизни и сознательно спланировал свое исключение за какое-то тривиальное преступление в 1868 году. Он перешел в лицей в Гавре и на следующий год получил степень бакалавра. Осенью 1869 года он начал юридическое обучение в Париже , которое было прервано началом франко-германской войны. Мопассан вызвался добровольцем, сначала служил рядовым в полевых условиях, а затем, благодаря вмешательству отца, был переведен в корпус квартирмейстера. Его непосредственный опыт войны дал ему материал для некоторых из его лучших историй.

Мопассан был демобилизован в июле 1871 года и возобновил учебу в области права в Париже. Его отец снова пришел к нему на помощь и получил для него должность в морском министерстве, которая должна была поддерживать его до тех пор, пока он не получит квалификацию юриста. Он не заботился о бюрократии, но добился успеха и несколько раз продвигался по службе. Его отцу удалось передать его по собственному желанию в Министерство народного просвещения в 1879 году.

Ученичество у Флобера

Мать Мопассана, Лора, была сестрой Альфреда Ле Пуатвена, который был близким другом Гюстав Флобер , и она сама оставалась в хороших отношениях с писателем на всю оставшуюся жизнь. Лора послала своего сына познакомиться с Флобером в Круассе в 1867 году, а когда он вернулся в Париж после войны, она попросила Флобера присмотреть за ним. Это было началом ученичества, которое сделало Мопассана писателем. Когда Флобер останавливался в Париже, он обычно приглашал Мопассана на ланч по воскресеньям, читал ему лекции о стиле прозы и исправлял его юношеские литературные упражнения. Он также познакомил его с некоторыми из ведущих писателей того времени, такими как Эмиль Золя, Иван Тургенев, Эдмон Гонкур и Генри Джеймс. «Он мой ученик, и я люблю его как сына» — сказал Флобер о Мопассане. Это было краткое описание двояких отношений: если Флобер был источником вдохновения для писателя Мопассана, он также обеспечил ребенка от разрушенного брака с приемным отцом. Внезапная и неожиданная смерть Флобера в 1880 году стала тяжелым ударом для Мопассана.

Золя описал молодого Мопассана как «потрясающего гребца, способного для удовольствия проплыть пятьдесят миль по Сене за один день». Мопассан был страстным любителем моря и рек, что объясняет настройку большей части его художественной литературы и преобладание в ней морских образов. Несмотря на отсутствие энтузиазма по поводу бюрократии, его годы в качестве государственного служащего были самыми счастливыми в его жизни. Он посвящал большую часть своего свободного времени плаванию и прогулкам на лодках по Сене. Как видно из рассказа вроде Mouche (1890; Fly ), что последние были больше, чем просто морские экспедиции, и что девушки, сопровождавшие Мопассана и его друзей, обычно были проститутками или предполагаемыми проститутками. В самом деле, нет никаких сомнений в том, что первые годы в Париже были началом его феноменальной распущенности.

Когда Мопассану было чуть больше 20 лет, он обнаружил, что страдает сифилисом, одним из самых пугающих и широко распространенных заболеваний того времени. Тот факт, что его брат умер в раннем возрасте от той же болезни, предполагает, что она могла быть врожденной. Мопассан был непреклонен в отказе от лечения, в результате чего болезнь бросила тень на его зрелые годы и усугубилась неврастенией, которая также поразила его брата.

Во время учебы у Флобера Мопассан опубликовал одну или две истории под псевдонимом в малоизвестных провинциальных журналах. Переломный момент наступил в апреле 1880 года, за месяц до смерти Флобера. Мопассан был одним из шести писателей во главе с Золя, каждый из которых написал рассказ о франко-германской войне в сборник Les Soirées de Médan . Рассказ Мопассана, «Boule de suif» был не только лучшим из шести, но и, вероятно, лучшим рассказом, который он когда-либо написал. В нем к проститутке, путешествующей в карете, дружелюбно относятся ее товарищи-французские пассажиры, которые очень хотят разделить ее запасы еды, но затем немецкий офицер останавливает карету и отказывается позволить ей проехать до тех пор, пока он не овладеет ею; другие пассажиры уговаривают ее удовлетворить его, а затем подвергают остракизму до конца путешествия. Boule de suif олицетворяет стиль Мопассана в его экономичности и сбалансированности.

Зрелая жизнь и творчество Ги де Мопассана

Как только «Boule de suif» вышла в свет, Мопассан стал востребован газетами. Он оставил министерство и следующие два года провел за написанием статей для Le Gaulois и Гил Блас. Многие из его рассказов впервые появились в последней газете. Десять лет с 1880 по 1890 год были замечательны своей продуктивностью; он опубликовал около 300 рассказов, шесть романов, три книги о путешествиях и свой единственный сборник стихов.

La Maison Tellier (1881; «The Tellier House»), книга рассказов на различные темы, типична для достижения Мопассана в целом, как по его выбору тем, так и по его решимости представить мужчин и женщин объективно во множестве. Его интересовали l’humble vérité — слова, которые он выбрал в качестве подзаголовка к своему роману Une Vie (1883;Жизнь женщины ). Эта книга, сочувственно описывающая путь ее героини от невинного девичества до разочарования в неудачном браке и заканчивающаяся ее последующим вдовством, описывает то, что Мопассан наблюдал в детстве, маленькие драмы и повседневные заботы обычных людей. Он представляет своих персонажей бесстрастно, отказываясь от каких-либо личных моральных суждений о них, но всегда обращая внимание на слово, жест или даже сдержанность, которые выдают сущность каждого из них, при этом усиливая эффект, описывая физический и социальный фон, на котором его персонажи двигаться. Лаконичность, энергичность и самая строгая экономия — отличительные черты его искусства.

Сборники рассказов и романов быстро сменяли друг друга, пока болезнь не поразила Мопассана. За два года вышло шесть новых сборников рассказов: « Мадемуазель Фифи» (1883), Contes de la bécasse (1883; «Сказки гуся»), Clair de lune, Les Soeurs Rondoli («Сестры Рондоли»), Иветт и мисс Харриет (все 1884 г.). Рассказы можно разделить на группы: рассказы о франко-германской войне , нормандском крестьянстве, бюрократии , жизни на берегу Сены , эмоциональных проблемах различных социальных классов и — что несколько зловеще — в поздней истории. Такие как Ле Хорла(1887) — галлюцинация. Вместе эти рассказы представляют полную картину французской жизни с 1870 по 1890 год.

Самые важные полнометражные романы Мопассана — Une Vie, Bel-Ami (1885; “Good Friend”) и Pierre et Jean (1888). «Bel-Ami» основан на наблюдениях автора за миром проницательных бизнесменов и циничных журналистов в Париже , и это резкая сатира на общество, члены которого не позволяют ничему препятствовать их стремлению быстро разбогатеть. Bel-Ami, любезный, но аморальный герой романа, стал стандартным литературным олицетворением амбициозного оппортуниста. «Pierre et Jean» — это история о трагической ревности мужчины к своему сводному брату, который является сыном супружеской неверности их матери.

Мопассан процветал за счет своих бестселлеров и содержал квартиру в Париже с пристройкой для тайных встреч с женщинами, дом в Этрета, пару резиденций на Ривьере и несколько яхт. Он начал путешествовать в 1881 году, посетив Французскую Африку и Италию, а в 1889 году он нанес свой единственный визит в Англию. Обедая там в ресторане в качестве гостя Генри Джеймса , он глубоко шокировал хозяина, указав на женщину за соседним столиком и попросив Джеймса «достать» ее для него.
Французский критик Поль Лео назвал Мопассана «полным эротоманом». Его необычайное увлечение публичными домами и проституцией отражено не только в Boule de suif, но и в таких историях, как La Maison Tellier. Примечательно, однако, что по мере того, как успешный писатель все больше знакомился с женщинами из знати, в его художественной литературе менялись ракурсы: переход от крестьянства к высшим сословиям, от публичного дома к будуару. Более поздние книги рассказов Мопассана включают Toine (1886), Le Horla (1887), Le Rosier de Madame Husson (1888; “The Rose-Bush of Madame Husson”), and L’Inutile Beauté (1890; “The Useless Beauty”). Также появились еще четыре романа: Mont-Oriol (1887) и Notre coeur (1890; “Our Heart”).

Хотя внешне Мопассан казался крепким, здоровым, спортивным человеком, его письма полны жалоб на его здоровье, особенно на проблемы с глазами и мигрени. С годами он становился все мрачнее. Он начал путешествовать ради удовольствия, но то, что когда-то было беззаботным и приятным отдыхом, постепенно превратилось в результате его психического состояния в навязчивые, симптоматические блуждания, пока он не почувствовал постоянную потребность в движении.

В 1888 году случился крупный семейный кризис. Брат Мопассана был человеком минимального интеллекта — сегодня это можно было бы назвать задержкой в развитии — и не мог работать ни в чем более ответственном, чем в садоводстве. В 1888 году он внезапно стал сильно психотиком и умер в приюте в 1889 году. Мопассан пришел в отчаяние после смерти своего брата; но хотя его горе было искренним, оно не могло быть связано с его собственным запущенным случаем сифилиса.

2 января 1892 года, когда он находился рядом с матерью, он попытался покончить жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Вызвали врачей, и его мать неохотно согласилась на его обещание. Двумя днями позже его перевели, по некоторым сведениям в смирительной рубашке, в дом престарелых доктора Бланш. в Париже, где он умер 6 июля 1893 за месяц до своего 43-летия.

Работа Мопассана полностью реалистична. Его персонажи обитают в мире материальных желаний и чувственных аппетитов, движущими силами которого являются похоть, жадность и амбиции, а любые высшие чувства либо отсутствуют, либо обречены на жестокое разочарование. Трагическая сила многих историй проистекает из того факта, что Мопассан представляет своих персонажей, бедных людей или богатых буржуа, как жертв иронической необходимости, сокрушенных судьбой, которую они осмелились бросить вызов, но все еще безнадежно борются с ней.
Поскольку так много его более поздних рассказов связано с безумием, было высказано предположение, что сам Мопассан уже был психически нарушен, когда писал их. Тем не менее, эти истории идеально сбалансированы и характеризуются ясностью стиля, который не выдает никаких признаков психического расстройства . Ясная чистота французского Мопассана и точность его образов — это, по сути, две особенности его работы, которые в наибольшей степени объясняют ее успех.

Во второй половине 20-го века было общепризнано, что популярность Мопассана как автора коротких рассказов упала и что его читали больше в англоязычных странах, чем во Франции. Это не умаляет его подлинного достижения — изобретения нового высококачественного коммерческого рассказа , который может предложить всем классам читателей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь