
- Имя: Сэр Фрэнк Уиттл
- Род деятельности: Инженер-конструктор. Отец турбореактивного авиационного двигателя
- Дата рождения: 1 июня, 1907
- Дата смерти: 9 августа, 1996 (89 лет)
- Место рождения: Ковентри (графство Уорикшир)
Фрэнк Уиттл был офицером английских Королевских ВВС (RAF), которому приписывают единоличное изобретение турбореактивного двигателя.
Вундеркинд, Уиттл с раннего возраста проявил способность добиваться больших успехов. В детстве он увлекался полетами. Его математическая гениальность и технические навыки помогли ему реализовать свои амбиции, когда он преодолел свой физический недостаток и стал подмастерьем. Вскоре он стал опытным пилотом. Именно во время написания своей диссертации Уиттл впервые представил миру фундаментальную концепцию турбореактивного двигателя. Несмотря на ряд ограничений, Уиттлу удалось осуществить свою мечту, и первый прототип был запущен в 1937 году. В течение его карьеры финансовая помощь и поддержка Министерства авиации помогли в дальнейшей разработке реактивного двигателя, который позже был национализирован в 1944 году. Уиттл повысился в своем звании Королевских ВВС, в конце концов получил рыцарское звание и ушел в отставку с должности коммодора авиации. За свой выдающийся вклад он был удостоен множества престижных наград.
Ранняя жизнь
Фрэнк Уиттл был старшим сыном, родившимся у Мозеса Уиттла и Сары Элис Гарлик 1 июня 1907 года в Эрлсдоне Ковентри, Англия. Уиттл блестяще учился, закончил школу Милвертон и получил стипендию для учебы в Лимингтонском колледже для мальчиков. Однако финансовые трудности заставили его бросить учебу на полпути.
Компания его отца Leamington Valve and Piston Ring Company впервые познакомила Уиттла с инструментами и одноцилиндровым газовым двигателем, экспертом по которым он позже стал. Вскоре он развил практические инженерные навыки.
Карьера
Интерес Уиттла к авиации помог ему стать учеником авиалайнера в Королевских ВВС (RAF). Однако из-за невысокого роста он начал обучение на авиамеханика. Он поступил на программу подготовки офицеров в RAF Cranwell. Обучение дало ему первый опыт полета. Вскоре Уиттл приобрел репутацию смельчака, который занимается низкими полетами и пилотажем. Будучи курсантом, Уиттл представил диссертацию о потенциальных разработках конструкции самолетов, в которой он утверждал, что для полетов на больших высотах с большей скоростью и с охватом большей дальности потребуется новый моторный двигатель.
В 1928 году он окончил Королевский колледж ВВС и получил звание летчика. Он присоединился к 111-й эскадрилье, пролетая над Siskin Ills. В следующем году его направили в Центральную летную школу на курсы летного инструктора.
Концепция двигателя Уиттла привлекла внимание во время учебы в Центральной летной школе. Дизайн был оценен летным офицером Пэтом Джонсоном, который вскоре передал его командиру. К 1929 году Уиттл отправил свой проект двигателя в Министерство авиации, которое сначала отклонило его, посчитав его невыполнимым. Не имея выбора, Уиттл сам запатентовал эту идею.
В 1930 году Уиттл был произведен в звание летного офицера. В следующем году он был отправлен на экспериментальную базу морской авиации в Феликстоу в качестве офицера по вооружению и летчика-испытателя гидросамолетов. Несмотря на отсутствие знаний, он заработал репутацию летчика на 20 различных типах гидросамолетов, летающих лодок и амфибий. В 1932 году он посетил офицерские инженерные курсы в Королевских ВВС Хенлоу, Бедфордшир. Его исключительные способности привели его к прохождению двухгодичного инженерного курса в Кембриджском университете в 1934 году. В том же году он получил звание лётного лейтенанта. В 1935 году надвигалось продление срока действия его патента на реактивный двигатель. Из-за отсутствия средств для оплаты патент истек. За это время он подружился с Рольфом Дадли Уильямсом и Джеймсом Коллингвудом Тинлингом, которые пообещали заручиться финансовой поддержкой сэра Мориса Бонэм-Картера и Ланселота Лоу Уайта.
Получив одобрение Министерства авиации и финансовую помощь, Уиттл основал Power Jets Ltd. Будучи штатным офицером Королевских ВВС и студентом Кембриджа, Уиттл стал почетным главным инженером и техническим консультантом в Power Jets Ltd. Он начал работать над разработка турбореактивного двигателя.
В апреле 1937 года на заводе BTH в Регби были проведены испытания первого турбореактивного двигателя Whittle. Это был первый в мире реактивный турбоагрегат, получивший название WU (Whittle’s Unit). Осознавая потенциал нового двигателя, Министерство авиации финансово поддержало проект Уиттла для дальнейшего развития. Они разместили заказ на летающую версию двигателя.
С началом Второй мировой войны британское правительство все активнее поддерживало подразделение Уиттла. К апрелю 1941 года новый двигатель, получивший название W1, был готов к летным испытаниям. Первые летные испытания были проведены 15 мая 1941 г. в Кранвелле на союзном турбореактивном двигателе Gloster E28 / 39. Он пролетел 17 минут с максимальной скоростью 340 миль в час. В течение нескольких дней самолет достиг 370 миль в час на высоте 25000 футов.
После успешного первого полета новости о мощном реактивном двигателе достигли американских берегов. К октябрю 1942 года американцы создали свой Bell XP-59A Airacomet.
Министерство авиации выдало компании Rover контракт на серийное производство 3000 двигателей W2 для Gloster Meteor. Однако из-за того, что последний не смог удовлетворить спрос, контракт был передан Rolls Royce в 1943 году.
В 1943 году Уиттл дослужился до звания командира звена. В том же году он предложил национализировать реактивные разработки. Это было в основном предложено, потому что он знал, что частные компании извлекут большую выгоду из этой технологии во время войны. Кроме того, национализация обеспечила бы легкое погашение долгов. К 1944 году британцы, наконец, приобрели реактивный истребитель с двигателями Rolls Royce, разработанными Фрэнком Уиттлом. Компания Power Jets приступила к разработке W2 / 700, и последний построенный двигатель был оснащен системой дожигания / повторного нагрева, которая должна была использоваться в экспериментальном проекте Miles 52 Supersonic Aircraft. В том же году он стал капитаном группы.
В 1946 году Фрэнк Уиттл был назначен командиром авиации. Он ушел из Power Jets после того, как она была национализирована и слита с отделением газовых турбин RAE с образованием National Gas Turbine Establishment.
В 1948 году он уволился из Королевских ВВС в звании коммодора авиации. В своей последней жизни он занимался различными работами, такими как технический советник BOAC, инженер-механик Shell Oil и Bristol Aero Engine, военно-морская академия США в качестве профессора-исследователя NAVAIR и так далее. Он также написал биографию «Самолет: история пионера».
Основные работы
Основным вкладом Уиттла было изобретение реактивного двигателя. Именно во время работы над диссертацией ему впервые пришла в голову идея мощного двигателя, который позволял бы летать на большой высоте и с большей скоростью. Чтобы добиться того же, он поставил перед собой задачу и вскоре понял это, когда в 1937 году появился первый прототип реактивного двигателя.
Награды и достижения
За выдающийся вклад в разработку реактивного двигателя он был награжден множеством наград, включая Орден за заслуги, Орден Бани, медаль Луи Леви, Командующего Легионом за заслуги, медаль Альберта Королевского общества искусств и т. д. .
Фрэнк Уиттл был назначен кавалером Военного дивизиона Ордена Британской империи.
Фрэнк Уиттл стал членом Королевского общества и почетным членом Королевского авиационного общества.
Вместе с фон Охайном он получил премию Чарльза Страка Дрейпера за свою работу над турбореактивными двигателями.
Личная жизнь
24 мая 1930 года Уиттл впервые женился на Дороти Мэри Ли. Пара была благословлена двумя сыновьями, Дэвидом и Яном. В 1976 году он развелся с Дороти, женился на американке Хейзел С. Холл и эмигрировал в США.
На протяжении жизни Уиттл страдал от проблем со здоровьем. Он страдал от болезней, связанных со стрессом, и принимал лекарства, чтобы не спать днем и крепко спать ночью.
Последний раз он вздохнул 9 августа 1996 года из-за рака легких в своем доме в Колумбии, штат Мэриленд. После сожжения в Америке его прах был перевезен в Англию, где хранился в церкви в Крэнвелле.