
- Имя: Филиппо Брунеллески
- Род деятельности: Архитектор
- Дата рождения: 1 января, 1377
- Дата смерти: 15 апреля, 1446 (69 лет)
- Место рождения: Флоренция, Италия
Филиппо Брунеллески был одним из ведущих архитекторов и инженеров итальянского Ренессанса и наиболее известен своими работами над собором Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) во Флоренции.
Синопсис
Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во Флоренции, Италия, и был архитектором и инженером, а также одним из пионеров архитектуры раннего ренессанса в Италии. Он был первым современным инженером и разработчиком инновационных решений, построив свою основную работу — купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) во Флоренции с помощью машин, которые он изобрел специально для проекта.
Ранние годы
Родившийся в 1377 году во Флоренции, Италия, ранняя жизнь Филиппо Брунеллески в большинстве случаев остается загадкой. Известно, что он был вторым из трех сыновей и что его отец был выдающимся нотариусом во Флоренции. Брунеллески сначала учился на ювелира и скульптора и поступил в Арте делла Сета, гильдия, в которую также входили ювелиры, металлисты и бронзовые рабочие. На рубеже веков он был назначен мастером-ювелиром.
В 1401 году Брунеллески соревновался с Лоренцо Гиберти, молодым соперником, и пятью другими скульпторами за комиссию по изготовлению бронзовых рельефов для дверей Флорентийский баптистерий. Запись Брунеллески «Жертва Исаака» стала кульминацией его короткой карьеры скульптора, но Гиберти выиграл комиссию. Гиберти завершил еще один набор бронзовых дверей для баптистерия с помощью гиганта эпохи Возрождения Донателло. Спустя сто лет Микеланджело сказал о дверях: «Конечно, это должны быть «Врата рая».
Переход к архитектуре
Разочарование в связи с потерей комиссии по баптистерию может объяснить его решение сконцентрировать свои таланты на архитектуре, а не на скульптуре, но имеется мало биографических сведений о его жизни, чтобы объяснить переход. (Он продолжал лепить, но архитектура была доминирующей нитью в его профессиональной карьере.) Также необъясним внезапный переход Брунеллески от его обучения в готическом или средневековом стиле к новому архитектурному классицизму.
Возможно, он был просто вдохновлен своим окружением, так как именно в этот период (1402-1404) Брунеллески и его хороший друг и скульптор Донателло якобы посетили Рим, чтобы изучить древние руины.
Донателло, на девять лет младше Брунеллески, также обучался, чтобы быть ювелиром. После его обучения он даже работал в студии Лоренцо Гиберти. В прошлом писатели и философы обсуждали величие и упадок древнего Рима, но кажется, что, пока Брунеллески и Донателло не отправились в путь, никто не изучал физическое присутствие руин Рима подробно. Хотя Донателло оставался скульптором, поездка, по-видимому, оказала глубокое влияние на Брунеллески, и он твердо и окончательно обратился к архитектуре в следующем десятилетии.
Переосмысление линейной перспективы
Ранние, грубые идеи перспективы были известны древним грекам, таким как Полигнот из Тасоса, а также древнеримским художникам на их фресках, но были потеряны в Средние века. Кроме того, арабский ученый Альхазен (ок. 965 г. — ок. 1040) в своей книге «Оптика» описал свою теорию об оптической основе перспективы. Его книга была переведена на латынь в 14 веке. В начале своей архитектурной карьеры (ок. 1410-1415) Филиппо Брунеллески «заново открыл» принципы линейной перспективы. На основе этих принципов можно рисовать, используя одну точку схода, к которой все линии на одной плоскости кажутся сходящимися, и объекты кажутся меньше по мере того, как они отступают на расстояние.
Отображается Брунеллески его находки с двумя расписными панелями (так как потеряны) флорентийских улиц и зданий Используя перспективные принципы Брунеллески, художники его поколения могли использовать двухмерные холсты для создания иллюзий трехмерного пространства, создавая реализм, невиданный ранее.
Линейная перспектива как художественный инструмент вскоре распространилась по всей Италии, а затем и через Западную Европу, и с тех пор остается основным в художественном творчестве.
Другие произведения и смерть
Брунеллески также известен строительством или восстановлением военных укреплений в таких итальянских городах, как Пиза, Ренчин, Викопизано, Кастеллина и Римини. Он также создал механизм, похожий на подъемник, чтобы помочь организовать театрализованные религиозные представления во флорентийских церквях (например, чтобы помочь ангелам в полете), и ему приписывают получение первого современного патента на речное судно, которое он изобрел.
Брунеллески умер во Флоренции 15 апреля 1446 года и похоронен в Дуомо. Его помнят как одного из гигантов архитектуры эпохи Возрождения. Надпись на его могиле внутри базилики гласит: «И великолепный купол этой знаменитой церкви, и многие другие устройства, изобретенные Филиппом, архитектор свидетельствуют о его превосходном мастерстве. Поэтому, в знак уважения к его исключительным талантам, благодарная страна, которая всегда будет помнить, похоронит его здесь, на земле внизу».