Джон Уэсли биография. Английский священнослужитель, богослов и проповедник

0
1733
  • Имя: Джон Уэсли
  • Род деятельности: Евангелист, филантроп
  • Дата рождения: 28 июня, 1703
  • Дата смерти: 2 марта, 1791 (87 лет)
  • Место рождения: Эпворт, Англия
  • Образование: Крайст-Черч, Оксфордский университет, Чартерхаус, Лондон

Английский евангелический священник, проповедник и писатель Джон Уэсли был основателем методизма. Один из величайших духовных лидеров Англии, он сыграл важную роль в возрождении религии в английской жизни 18 века.

18 век застал Англиканскую церковь оторванной как от религиозных, так и от социальных проблем того времени. Ее руководство состояло в основном из политических назначенцев, ее духовенство было пронизано невежеством, а церковники, проявлявшие искреннюю озабоченность, были редки. Влияние рационализма и деизма даже среди преданных своему делу священнослужителей привело к тому, что Англиканская церковь не знала о духовных потребностях масс. Великим достижением Джона Уэсли было осознание необходимости донести религию до этой широкой и заброшенной аудитории.

Уэсли родился в Эпворте, Линкольншир, 17 июня 1703 года. Он был пятнадцатым из 19 детей Сэмюэля Уэсли, англиканского священника, который серьезно относился к своим пастырским обязанностям и привил эту идею своему сыну. Мать Джона, женщина огромной духовной силы, воспитывала своих детей с помощью кодекса строгой и бескомпромиссной христианской морали, прививая Джону твердое представление о религиозном благочестии, заботе и долге.

В 1714 году Уэсли поступил в Чартерхаусскую школу, а в 1720 году стал студентом Крайст-Черча в Оксфорде. Получив степень бакалавра искусств в 1724 году, он был рукоположен в сан дьякона в Англиканской церкви в 1725 году и был избран членом Линкольн-колледжа в Оксфорде в 1726 году. В следующем году он стал викарием своего отца и в 1728 году был рукоположен в сан священника. Вернувшись в Оксфорд в 1729 году, Уэсли, в дополнение к обязанностям своего стипендиата в Линкольне, стал активным членом религиозного клуба, к которому принадлежал его младший брат Чарльз. Святой клуб, прозванный критиками «методистами», часто собирался для обсуждения и изучения. Его члены молились, посещали церковные службы, посещали заключенных и делали пожертвования нуждающимся. Святой клуб был одним из формирующих влияний Уэсли, и вскоре он стал его признанным лидером.

Служение в Джорджии

Воодушевленный годами учебы в Оксфорде и желая применить принципы Святого клуба в других местах, Уэсли в 1735 году принял приглашение Джеймса Оглторпа стать священником в недавно основанной колонии Джорджия. В сопровождении своего брата Чарльза Уэсли провел два разочаровывающих года в Новом Свете. Несмотря на его рвение донести до них Евангелие, колонисты отвергли его, а индейцы приняли без энтузиазма. Более того, он оказался вовлечен в неудачную любовную связь, последствия которой привели к нежелательной огласке судебного дела. В 1737 году Уэсли вернулся в Англию.

Однако пребывание Уэсли в Джорджии не обошлось без пользы. Как во время своей поездки, так и во время своего двухлетнего пребывания он находился под глубоким влиянием моравских миссионеров, чье чувство духовной уверенности и приверженность практическому благочестию произвели на него впечатление.

Обращение и проповедь

В Англии Уэсли продолжал поддерживать тесные контакты с моравцами. На одной из их встреч—на Олдерсгейт—стрит, Лондон, 24 мая 1738 года-он пережил обращение, слушая чтение предисловия Мартина Лютера к Посланию к Римлянам. «Я чувствовал, что действительно верю во Христа, только во Христа, для спасения, — писал Уэсли, — и мне была дана уверенность в том, что Он забрал мои грехи, даже мои, и спас меня от закона греха и смерти.»

Благодаря этой личной приверженности Уэсли, хотя позже он порвал с моравцами, проникся желанием донести это послание до остальной части Англии. Найдя епископов несимпатичными или равнодушными, а большинство священнослужителей враждебными до такой степени, что закрывали перед ним свои церкви, Уэсли, следуя примеру таких проповедников, как Джордж Уайтфилд, начал странствующее служение, которое длилось более 50 лет. Вынужденный проповедовать вне церквей, он стал искусным проповедником на открытом воздухе и в результате начал охватывать многих, особенно в городах, о которых Англиканская Церковь проявляла мало заботы.

Невысокий мужчина (он был ростом 5 футов 6 дюймов и весил около 120 фунтов), Уэсли всегда должен был сидеть на стуле или платформе, когда проповедовал. В среднем он читал 15 проповедей в неделю, и, как следует из его дневника, за свою карьеру он прочитал более 40 000 проповедей, путешествуя вдоль и поперек Англии—в общей сложности более 250 000 миль—много раз в эпоху, когда дороги часто были всего лишь грязными колеями. Современник описал его как «последнее слово … в опрятности и одежде», и «его взгляд был»самым ярким и пронзительным, который только можно себе представить».’

Проповедовать было нелегко; толпы часто были враждебны, и однажды быка выпустили на свободу в аудитории, к которой он обращался. Уэсли, однако, быстро овладел искусством говорить, и, несмотря на противодействие, его проповеди начали оказывать заметное влияние. Многие были немедленно обращены, часто проявляя физические признаки, такие как припадки или трансы.

Организация методизма

С самого начала Уэсли рассматривал свое движение как движение внутри Англиканской церкви, а не как оппозицию ей. Однако по мере того, как он набирал новообращенных по всей Англии, эти мужчины и женщины объединялись в общества, которые, по мнению Уэсли, играли ту же роль в англиканстве, что и монашеские ордена в Римско-католической церкви. Он принимал постоянное и довольно авторитарное участие в жизни этих обществ, периодически посещая их, разрешая споры и изгоняя непокорных. Ежегодные конференции всего движения предоставляли ему возможность определять политику. Под его руководством каждое общество было разделено на «класс», который занимался вопросами финансов, и «группу», которая устанавливала стандарты личной морали. Кроме того, Уэсли написал множество богословских трудов и отредактировал 35 томов христианской литературы в назидание обществам. Неутомимый и непревзойденный организатор, он поддерживал процветание своего движения, несмотря на различные отступничества.

Однако постоянное противодействие англиканских епископов вкупе с их отказом рукоположить методистское духовенство вынудило Уэсли ближе к концу своей жизни приблизиться к фактическому отделению. В 1784 году он оформил декларацию, которая закрепила юридический статус методистского общества после его смерти. В том же году он неохотно назначил двух человек «суперинтендантами» методистов в Северной Америке. Он продолжал практику предоставления священнослужителей для Англии, но очень скупо и с большими колебаниями. Уэсли всегда утверждал, что лично придерживается Англиканской церкви.

Методизм оказал значительное влияние на английское общество. Она принесла религию массам людей, которые из-за изменений численности населения, вызванных промышленной революцией, не были охвачены англиканской церковью. Кроме того, это оказало благотворное влияние на многих как в Англиканской церкви, так и в несогласных конгрегациях. Подчеркивая мораль, самодисциплину и бережливость по отношению к обездоленным классам, некоторые историки считают Уэсли главной силой, удерживающей Англию от революции и массовых социальных волнений в свое время. Сам он был политически консервативен, критиковал демократию и был врагом как американской, так и французской революций.

На протяжении всей своей жизни ближайшим доверенным лицом Уэсли был его брат и коллега Чарльз, композитор ряда известных гимнов. Уэсли, всегда необычайно здоровый, оставался активным до конца, произнеся свою последнюю проповедь на собрании под открытым небом всего за 4 месяца до своей смерти 2 марта 1791 года в Лондоне.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь