Чарли Паркер биография. Джазовый саксофонист и композитор, один из основателей стиля Бибоп

0
378
  • Имя: Чарли Паркер
  • Род деятельности: Джазовый саксофонист и композитор, один из основателей стиля бибоп
  • Дата рождения: 29 августа, 1920
  • Дата смерти: 12 марта, 1955 (34 лет)
  • Место рождения: Канзас-Сити, штат Канзас
  • Образование: Чарльз Самнер Elementary, Lincoln High School

Чарли Паркер был легендарным джазовым саксофонистом, удостоенным премии Грэмми, который вместе с Диззи Гиллеспи изобрел музыкальный стиль под названием боп или бибоп.

Кто такой Чарли Паркер?

С 1935 по 1939 год Чарли Паркер играл в ночных клубах Миссури с местными джазовыми и блюзовыми группами. В 1945 году он возглавил свою собственную группу, выступая вместе с Диззи Гиллеспи, и вместе они изобрели музыкальный стиль- бибоп. В 1949 году Паркер дебютировал в Европе, дав свое последнее выступление несколько лет спустя. Он умер 12 марта 1955 года, в Нью — Йорке.

Ранняя жизнь

Легендарный джазовый музыкант Чарли Паркер родился 29 августа 1920 года в Канзас-Сити, штат Канзас. Его отец, Чарльз Паркер, был афроамериканским эстрадным артистом, а мать, Адди Паркер, была горничной-уборщицей индейского происхождения. Единственный ребенок, Паркер переехал с родителями в Канзас-Сити, штат Миссури, когда ему было 7 лет. В то время город был оживленным центром афроамериканской музыки, включая джаз, блюз и госпел.

Паркер обнаружил свой собственный талант к музыке, беря уроки в государственных школах. Подростком он играл на баритоне в школьном оркестре. К тому времени, когда Паркеру исполнилось 15 лет, альт-саксофон стал его любимым инструментом. (Мать Паркера подарила ему саксофон, чтобы подбодрить его после того, как отец бросил семью.) Еще учась в школе, Паркер начал играть с группами на местной клубной сцене. Он был настолько влюблен в игру на саксофоне, что в 1935 году решил бросить школу в погоне за полной музыкальной карьерой.

Ранняя музыкальная карьера

С 1935 по 1939 год Паркер играл в ночных клубах Канзас-Сити, штат Миссури, с местными джазовыми и блюзовыми группами, включая группу Бастера Профессора Смита в 1937 году и группу пианиста Джея Макшанна в 1938 году, с которой он гастролировал по Чикаго и Нью-Йорку.

В 1939 году Паркер решил остаться в Нью-Йорке. Там он оставался почти год, работая профессиональным музыкантом и джемуя для удовольствия на стороне. После годичного пребывания в «Большом яблоке» Паркер стал постоянным исполнителем в одном из чикагских клубов, прежде чем решил навсегда вернуться в Нью-Йорк.

Чарли «Птица» Паркер

Во время работы в Нью-Йорке Паркер познакомился с гитаристкой Бидди Флит. Встреча оказалась плодотворной. Джемируя с Fleet, Паркер, которому надоели популярные музыкальные условности, обнаружил фирменную технику, которая заключалась в воспроизведении более высоких интервалов аккорда для мелодии и внесении соответствующих изменений в их поддержку.

Позже в том же году Паркер узнал о смерти отца и вернулся в Канзас-Сити, штат Миссури, на похороны. После похорон Паркер присоединился к Harlan Leonard’s Rockets и оставался в Миссури в течение следующих пяти месяцев. Затем Паркер решил, что пора возвращаться в Нью-Йорк, где он присоединится к группе Джея МакШанна. Именно с группой МакШанна в 1940 году Паркер сделал свою первую запись.

Паркер оставался в группе в течение четырех лет, за это время ему было предоставлено несколько возможностей выступить сольно на их записях. Именно во время работы с МакШанном Паркер получил свое знаменитое прозвище «Птица». Как гласит история, Паркер получил это прозвище по одной из двух возможных причин: 1) Он был свободен, как птица, или 2) он случайно сбил курицу, иначе известную как дворовая птица, во время поездки на гастроли с группой.

Создание Бибопа

В 1942 году начинающие джазовые музыканты Гиллеспи и Телониус Монк увидели выступление Паркера с группой МакШанна в Гарлеме и были впечатлены его уникальным стилем игры. Позже в том же году Паркер записался на восьмимесячный концерт с Эрлом Хайнсом. Затем в 1944 году Паркер присоединился к группе Билли Экстайна.

1945 год оказался знаковым для Паркера. Считается, что на этом этапе своей карьеры он достиг зрелости как музыкант. Впервые он стал лидером своей собственной группы, одновременно выступая с Диззи Гиллеспи на стороне. В конце того же года музыканты отправились в шестинедельное турне по ночным клубам Голливуда. Вместе им удалось изобрести совершенно новый стиль джаза, широко известный как боп, или бибоп. После совместного тура Паркер остался в Лос-Анджелесе, где выступал до лета 1946 года.

После периода госпитализации он вернулся в Нью-Йорк в январе 1947 года и сформировал там квинтет. Со своей группой Паркер исполнил некоторые из своих самых известных и любимых песен, включая свои собственные композиции, такие как «Cool Blues».

Более поздние годы

С 1947 по 1951 год Паркер выступал в ансамблях и соло на различных площадках, включая клубы и радиостанции. Паркер также подписал контракт с несколькими различными лейблами звукозаписи: С 1945 по 1948 год он записывался для Dial. В 1948 году он записался для Savoy Records, прежде чем подписать контракт с Mercury.
В 1949 году Паркер дебютировал в Европе на Парижском Международном джазовом фестивале, а в 1950 году отправился в Скандинавию. Тем временем у себя дома, в Нью-Йорке, клуб «Birdland Club» был назван в его честь. В марте 1955 года Паркер сделал свое последнее публичное выступление в Бердленде, за неделю до своей смерти.

Героиновая зависимость и смерть

На протяжении всей своей взрослой жизни борьба Паркера с героиновой зависимостью, алкоголизмом и психическими заболеваниями вызывала турбулентность в его карьере и личных отношениях. К тому времени, когда Паркер женился на Ребекке Раффин в 1936 году, он уже начал злоупотреблять наркотиками и алкоголем. До развода в 1939 году у супругов было двое детей. В 1942 году Паркер снова женился на Джеральдине Скотт. Финансовые стрессы создали разрыв между супругами, и Паркер обратился к героину для побега. В конце концов он бросил свою вторую жену вскоре после того, как они поженились.

В июне 1946 года, выступая сольно в Лос-Анджелесе, Паркер был вынужден прервать свое турне, когда у него случился нервный срыв и он был помещен в психиатрическую больницу, где пробыл до января 1947 года. Недолго чистый в 1948 году Паркер женился на Дорис Снайдер, но брак распался менее чем через год, когда Паркер снова начал употреблять наркотики. Его злоупотребление героином только усилилось после развода.

В начале 1950-х Паркер завел себе подружку, поклонницу джаза по имени Чан Ричардсон. Чан взяла фамилию Паркера и подарил ему двоих детей: дочь При, которая прожила всего два года, и сына Бэйрда, который родился всего за год и день до смерти Паркера. В довершение всего в 1951 году Паркера арестовали за хранение героина и аннулировали его карточку кабаре, что означало, что он не мог выступать в нью-йоркских клубах.

К тому времени, когда год спустя он получил карточку обратно, его репутация была настолько испорчена, что владельцы клубов все еще отказывались позволить ему играть. Одурманенный наркотиками и подавленный, Паркер дважды пытался покончить с собой в 1954 году, выпив йод. Хотя он пережил обе попытки, его физическое и психическое здоровье сильно ухудшилось.

В 1955 году Паркер гостил у своей подруги баронессы Панноники «Ники» де Кенигсвартер, когда у него случился приступ язвы и он отказался лечь в больницу.

12 марта 1955 года Паркер умер в Нью-йоркской квартире баронессы от лобарной пневмонии и разрушительных последствий длительного злоупотребления психоактивными веществами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь