Вольфганг Амадей Моцарт биография. Композитор и музыкант

Вольфганг Амадей Моцарт биография. Композитор и музыкант

Содержание
Вольфганг Амадей Моцарт биография. Композитор и музыкантВольфганг Амадей Моцарт биография. Композитор и музыкант

  • Имя: Вольфганг Амадей Моцарт
  • Род деятельности: Композитор, музыкант
  • Дата рождения: 27 января, 1756
  • Дата смерти: 5 декабря, 1791 (35 лет)
  • Место рождения: Зальцбург, Австрия

Плодовитый художник, австрийский композитор Вольфганг Моцарт создал ряд опер, концертов, симфоний и сонат, которые глубоко сформировали классическую музыку.

Кто такой Вольфганг Моцарт?

Вольфганг Амадей Моцарт был музыкантом, способным играть на нескольких инструментах, и начал играть публично в возрасте 6 лет. На протяжении многих лет Моцарт сотрудничал с различными европейскими площадками и покровителями, сочиняя сотни произведений, которые включали сонаты, симфонии, мессы, камерную музыку, концерты и оперы, отмеченные яркими эмоциями и сложными текстурами.

Ранняя жизнь

Центральная Европа в середине 18 века переживала переходный период. Остатки Священной Римской империи разделились на небольшие полусамоуправляющиеся княжества. Результатом стало соперничество между этими муниципалитетами за идентичность и признание. Политическое руководство небольшими городами-государствами, такими как Зальцбург, Вена и Прага, находилось в руках аристократии, и их богатство давало возможность художникам и музыкантам развлекать и вдохновлять публику. Музыка эпохи Возрождения и барокко переходила к более насыщенным композициям со сложной инструментовкой. Небольшой город-государство Зальцбург станет родиной одного из самых талантливых и выдающихся композиторов всех времен.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, Австрия, и был единственным оставшимся в живых сыном Леопольда и Марии Пертль Моцарт. Леопольд был успешным композитором, скрипачом и помощником концертмейстера при Зальцбургском дворе. Мать Вольфганга, Анна Мария Пертль, родилась в семье местных общественных лидеров среднего класса. Его единственной сестрой была Мария Анна (по прозвищу «Наннерль»). Благодаря поддержке и наставлениям отца они оба познакомились с музыкой в раннем возрасте. Леопольд начал учить играть Наннерль на клавиатуре, когда ей было семь лет, на это смотрел трехлетний Вольфганг. Подражая ее игре, Вольфганг быстро начал демонстрировать сильное понимание аккордов, тональности и темпа. Вскоре его тоже стал обучать отец.
Леопольд был преданным и целеустремленным учителем для обоих своих детей. Он делал уроки веселыми, но также настаивал на сильной трудовой этике и совершенстве. К счастью, оба ребенка преуспели в этих областях. Признавая их особые таланты, Леопольд посвятил большую часть своего времени их обучению музыке, а также другим предметам. Вольфганг вскоре проявил признаки превосходства над учением своего отца с ранней композицией в возрасте пяти лет и продемонстрировал выдающиеся способности на клавесине и скрипке. Скоро он будет играть на фортепиано, органе и альте.

В 1762 году отец Моцарта взял одиннадцатилетнюю Наннерль и шестилетнего Вольфганга ко двору Баварии в Мюнхене, что должно было стать первым из нескольких европейских «туров». Брат и сестра путешествовали по дворам Парижа, Лондона, Гааги и Цюриха, выступая в качестве вундеркиндов. Моцарт познакомился со многими выдающимися музыкантами и познакомился с их творчеством. Особенно важной была его встреча в Лондоне с Иоганном Кристианом Бахом (младшим сыном Иоганна Себастьяна Баха), который оказал сильное влияние на Моцарта. Поездки были долгими и часто трудными, путешествуя в примитивных условиях и ожидая приглашений и компенсаций от знати. Часто Моцарт и другие члены его семьи серьезно заболевали, и им приходилось ограничивать свой график выступлений.

Начинающий молодой композитор

В декабре 1769 года Моцарт, которому тогда было 13 лет, и его отец уехали из Зальцбурга в Италию, оставив мать и сестру дома. Похоже, что к этому времени профессиональная музыкальная карьера Наннерль закончилась. Она приближалась к брачному возрасту, и по обычаю того времени ей больше не разрешалось демонстрировать свой художественный талант на публике. Итальянская вылазка была более продолжительной, чем другие (1769-1771), так как Леопольд хотел показать способности своего сына как исполнителя и композитора как можно большему количеству новых зрителей. Находясь в Риме, Моцарт однажды услышал в Сикстинской капелле «Мизерере» Грегорио Аллегри. Он записал всю партитуру по памяти, вернувшись лишь для того, чтобы исправить несколько незначительных ошибок. В это же время Моцарт написал для миланского двора новую оперу «Митридат, царь Понтийский». Затем последовали другие заказы, и в последующих поездках в Италию Моцарт написал еще две оперы — «Ascanio in Alba» (1771) и «Lucio Silla» (1772).

Моцарт и его отец вернулись из своего последнего пребывания в Италии в марте 1773 года. Благодетель его отца, архиепископ фон Шраттенбах, умер, и его преемником стал Иероним фон Коллередо. По возвращении новый архиепископ назначил молодого Моцарта помощником концертмейстера с небольшим жалованьем. За это время молодой Моцарт успел поработать в нескольких различных музыкальных жанрах, сочиняя симфонии, струнные квартеты, сонаты и серенады, а также несколько опер. Он развил страсть к скрипичным концертам, создав то, что стало единственным из пяти написанных им.

В 1776 году он обратил свои усилия на фортепианные концерты, кульминацией которых стал фортепианный концерт № 9 «ми-бемоль мажор» в начале 1777 года.

Несмотря на свой успех с сочинениями, Моцарт все больше разочаровывался своим положением помощника концертмейстера и замкнутой обстановкой Зальцбурга. Он был честолюбив и верил, что сможет добиться большего в другом месте. Архиепископа фон Коллоредо начинали раздражать жалобы и незрелость молодого гения. В августе 1777 года Моцарт отправился в путешествие, чтобы найти более процветающую работу. Архиепископ не дал Леопольду разрешения на поездку, поэтому Анна Мария сопровождала Вольфганга в его путешествии по городам Мангейм, Париж и Мюнхен. Было несколько рабочих мест, которые поначалу казались многообещающими, но все в конце концов провалились. У него начали заканчиваться деньги, и ему пришлось заложить несколько ценных личных вещей, чтобы оплатить проезд и проживание. Самая низкая точка путешествия была, когда его мать заболела и умерла 3 июля 1778 года. Узнав о смерти жены, Леопольд договорился с сыном о лучшей должности придворного органиста в Зальцбурге, и вскоре Вольфганг вернулся.

Вена

Вернувшись в Зальцбург в 1779 году, Моцарт создал ряд церковных произведений, включая Коронационную мессу. В 1781 году он сочинил еще одну мюнхенскую оперу «Идоменей». В марте того же года Моцарта вызвал в Вену архиепископ фон Коллоредо, присутствовавший при восшествии Иосифа II на австрийский престол. Холодный прием, оказанный архиепископом Моцарту, оскорбил его. С ним обращались как с простым слугой и запрещали выступать перед императором за плату, равную половине его годового жалованья в Зальцбурге. Последовала ссора, и Моцарт предложил оставить свой пост. Архиепископ сначала отказался, но затем смягчился, резко отстранив его и физически удалив от архиепископа. Моцарт решил поселиться в Вене в качестве внештатного исполнителя и композитора и некоторое время жил с друзьями в доме Фридолина Вебера.

Моцарт быстро нашел работу в Вене, приняв учеников, написав музыку для публикации и сыграв в нескольких концертах. Он также начал писать оперу «Похищение из сераля». Летом 1781 года ходили слухи, что Моцарт собирается жениться на дочери Фридолина Вебера, Констанце. Зная, что его отец не одобрит этот брак и перерыв в его карьере, молодой Моцарт быстро написал отцу, отрицая любую идею брака. Но к декабрю он уже просил у отца благословения. Он был влюблен в Констанцу, и ее мать всячески поощряла этот брак, так что в каком-то смысле он чувствовал себя обязанным. 4 августа 1782 года супруги наконец поженились. Тем временем Леопольд наконец дал согласие на брак. У Констанцы и Моцарта было шестеро детей, хотя в младенчестве выжили только двое-Карл Томас и Франц Ксавер.
С 1782 по 1783 год Моцарт увлекся творчеством Баха и Георга Фредерика Генделя, что, в свою очередь, привело к созданию нескольких композиций в стиле барокко и повлияло на многие его более поздние произведения, такие как пассажи из «Волшебной флейты» и финал симфонии № 41. За это время Моцарт познакомился с Йозефом Гайдном, и оба композитора стали близкими друзьями. Когда Гайдн приезжал в Вену, они иногда давали импровизированные концерты со струнными квартетами. Между 1782 и 1785 годами Моцарт написал шесть квартетов, посвященных Гайдну.

Европейская известность

Опера «Похищение из сераля» пользовалась немедленным и непрекращающимся успехом и укрепляла имя и талант Моцарта во всей Европе. С существенными доходами от концертов и издательской деятельности он и Констанца наслаждались роскошным образом жизни. Они жили в одном из самых престижных жилых домов Вены, отдавали своего сына Карла Томаса в дорогой пансион, держали прислугу и вели оживленную светскую жизнь. В 1783 году Моцарт и Констанца отправились в Зальцбург навестить отца и сестру. Визит был несколько прохладным, так как Леопольд все еще был неохотным тестем, а Наннерль-послушной дочерью. Но это пребывание побудило Моцарта начать писать мессу «до минор», из которой были закончены только первые две части, «Kyrie» и «Gloria». В 1784 году Моцарт стал масоном, братским орденом, ориентированным на благотворительность, нравственную чистоту и развитие братской дружбы. Моцарт пользовался большим уважением в масонском сообществе, посещая собрания и участвуя в различных мероприятиях. Масонство также оказало сильное влияние на музыку Моцарта.

С 1782 по 1785 год Моцарт делил свое время между самостоятельными концертами в качестве солиста, представляя от трех до четырех новых фортепианных концертов в каждом сезоне. Театральные помещения в аренду в Вене иногда было трудно найти, поэтому Моцарт заказывал себе нетрадиционные места, такие как большие комнаты в многоквартирных домах и бальные залы дорогих ресторанов. 1784 год оказался самым плодовитым в исполнительской жизни Моцарта. За пять недель он принял участие в 22 концертах, в том числе пять продюсировал и выступал в качестве солиста. В типичном концерте он играл подборку существующих и импровизационных пьес и свои различные фортепианные концерты. В других случаях он дирижировал исполнением своих симфоний. Концерты посещались очень хорошо, так как Моцарт наслаждался уникальной связью со своей аудиторией, которой, по словам биографа Моцарта Мейнарда Соломона, «была предоставлена возможность стать свидетелем трансформации и совершенствования крупного музыкального жанра». В это время Моцарт также начал вести каталог своей собственной музыки, возможно, указывая на осознание своего места в музыкальной истории.

К середине 1780-х годов экстравагантный образ жизни Вольфганга и Констанцы Моцартов начал сказываться. Несмотря на успех как пианиста и композитора, Моцарт испытывал серьезные финансовые трудности. Моцарт ассоциировал себя с аристократическими европейцами и чувствовал, что должен жить как один из них. Однако это было бы нелегко, учитывая музыкальные предпочтения двора в пользу итальянских композиторов и влияние капельмейстера Антонио Сальери. Отношения Моцарта с Сальери были предметом спекуляций и легенд. Письма, написанные Моцартом и его отцом Леопольдом, свидетельствуют о том, что оба они испытывали соперничество и недоверие к итальянским музыкантам вообще и к Сальери в частности. Спустя десятилетия после смерти Моцарта распространились слухи, что Сальери отравил его. Этот слух получил известность в пьесе драматурга 20-го века Питера Шаффера «Амадей» и в одноименном фильме 1984 года режиссера Милоша Формана. Но, по правде говоря, нет никаких оснований для таких предположений. Хотя оба композитора часто боролись за одну и ту же работу и общественное внимание, мало что свидетельствует о том, что их отношения были чем-то большим, чем типичное профессиональное соперничество. Оба восхищались творчеством друг друга и в какой-то момент даже сотрудничали над кантатой для голоса и фортепиано под названием «Per la recuperate salute di Ophelia».

В конце 1785 года Моцарт познакомился с либреттистом Лоренцо Да Понте, венецианским композитором и поэтом, и вместе они работали над оперой «Свадьба Фигаро». Она получила успешную премьеру в Вене в 1786 году и была еще более тепло принята в Праге позже в том же году. Этот триумф привел ко второму сотрудничеству с Да Понте над оперой «Дон Жуан», премьера которой состоялась в 1787 году с большим успехом в Праге. Эти две оперы, известные своей музыкальной сложностью, входят в число самых важных произведений Моцарта и сегодня являются опорой оперного репертуара. В обеих композициях фигурирует злой дворянин, хотя «Фигаро» представлен скорее в комедии и изображает сильное социальное напряжение. Возможно, главное достижение обеих опер заключается в их ансамблях с их тесной связью между музыкой и драматическим смыслом.

Более поздние годы

В декабре 1787 года император Иосиф II назначил Моцарта своим «камерным композитором» — должность, открывшаяся со смертью Глюка. Этот жест был такой же честью, оказанной Моцарту, как и стимулом удержать уважаемого композитора от отъезда из Вены. Это было назначение на неполный рабочий день с низкой оплатой, но Моцарту требовалось только сочинять танцы для ежегодных балов. Скромный доход был желанной неожиданностью для Моцарта, который боролся с долгами, и предоставил ему свободу исследовать больше своих личных музыкальных амбиций.

К концу 1780-х годов состояние Моцарта стало ухудшаться. Он все меньше выступал, и его доход уменьшался. Австрия находилась в состоянии войны, и как благосостояние нации, так и способность аристократии поддерживать искусство пришли в упадок. К середине 1788 года Моцарт перевез свою семью из центральной Вены в пригород Альзергрунд, чтобы, казалось бы, сократить расходы на проживание. Но на самом деле расходы его семьи оставались высокими, и новое жилище давало только больше места. Моцарт начал занимать деньги у друзей, хотя почти всегда был в состоянии быстро вернуть их, когда ему попадались комиссионные или концерт. За это время он написал свои последние три симфонии и последнюю из трех опер Да Понте «Cosi Fan Tutte», премьера которой состоялась в 1790 году. В течение этого времени Моцарт отваживался на большие расстояния от Вены до Лейпцига, Берлина, Франкфурта и других немецких городов, надеясь возродить свой некогда большой успех и финансовое положение семьи, но не сделал ни того, ни другого. Двухлетний период 1788-1789 годов стал для Моцарта низкой точкой, переживая, по его собственным словам, «черные мысли» и глубокую депрессию. Историки считают, что у него, возможно, была какая-то форма биполярного расстройства, что может объяснить периоды истерии в сочетании с приступами лихорадочного творчества.

Между 1790 и 1791 годами, когда Моцарту было уже за тридцать, он пережил период большой музыкальной продуктивности и личного исцеления. Некоторые из его наиболее почитаемых произведений-опера «Волшебная флейта», заключительный фортепианный концерт «си-бемоль», Концерт для кларнета «ля мажор» и незаконченный Реквием-были написаны в это время. Моцарт сумел возродить большую часть своей общественной известности повторными исполнениями своих произведений. Его финансовое положение начало улучшаться, так как богатые покровители в Венгрии и Амстердаме обещали ежегодную ренту в обмен на случайные композиции. Благодаря такому повороту судьбы он смог расплатиться со многими своими долгами.

Однако за это время психическое и физическое здоровье Вольфганга Амадея Моцарта ухудшилось. В сентябре 1791 года он был в Праге на премьере оперы «Милосердие Тита «, которую ему поручили поставить к коронации Леопольда II в качестве короля Богемии. Моцарт ненадолго поправился, чтобы дирижировать пражской премьерой «Волшебной флейты», но в ноябре заболел еще сильнее и был прикован к постели. Констанца и ее сестра Софи подошли к нему, чтобы помочь вылечить его, но Моцарт был мысленно занят окончанием Реквиема, и их усилия были напрасны.

Смерть и наследие

Моцарт умер 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет. Причина смерти неизвестна из-за ограничений посмертного диагноза. Официально в протоколе причина указана как тяжелая милиарная лихорадка, ссылаясь на кожную сыпь, похожую на семена проса. С тех пор по поводу смерти Моцарта ходило множество гипотез. Некоторые приписывают это ревматизму, болезни, от которой он страдал неоднократно на протяжении всей своей жизни. Сообщалось, что его похороны привлекли мало скорбящих, и он был похоронен в общей могиле. И то, и другое было венским обычаем того времени, ибо только аристократы и дворяне пользовались общественным трауром и могли быть похоронены в отмеченных могилах. Однако его поминальные службы и концерты в Вене и Праге были широко посещаемы. После его смерти Констанца продала многие из его неопубликованных рукописей, чтобы, несомненно, расплатиться с большими долгами семьи. Она смогла получить пенсию от императора и организовала несколько прибыльных поминальных концертов в честь Моцарта. Благодаря этим усилиям Констанце удалось получить некоторую финансовую безопасность для себя и позволить ей отправлять своих детей в частные школы.

Смерть Моцарта наступила в молодом возрасте, даже для того времени. Тем не менее, его стремительный взлет к славе и достижениям в очень раннем возрасте напоминает о более современных музыкальных артистах, чья звезда сгорела слишком рано. На момент своей смерти Моцарт считался одним из величайших композиторов всех времен. Его музыка представляла собой смелое выражение, часто сложное и диссонирующее, и требовала высокого технического мастерства от музыкантов, которые ее исполняли. Его произведения оставались надежными и популярными на протяжении всего 19 века, поскольку о нем писались биографии, а его музыка постоянно исполнялась и исполнялась другими музыкантами. Его творчество оказало влияние на многих композиторов, которые последовали за ним, особенно на Бетховена. Вместе со своим другом Йозефом Гайдном, Моцарт задумал и усовершенствовал грандиозные формы симфонии, оперы, струнного ансамбля и концерта, которые ознаменовали классический период. В частности, его оперы демонстрируют сверхъестественную психологическую проницательность, уникальную для музыки того времени, и продолжают оказывать особое очарование для музыкантов и любителей музыки сегодня.

 

Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Оставьте комментарий ниже