- Имя: Вивьен Ли
- Род деятельности: Актриса
- Дата рождения: 5 ноября, 1913
- Дата смерти: 8 июля, 1967 (53 лет)
- Место рождения: Дарджилинг, Индия
- Образование: Королевская академия драматического искусства
Вивьен Ли была британской актрисой, которая достигла бессмертия в кино, сыграв двух самых знаменитых южных красавиц американской литературы, Скарлетт О’Хара и Бланш Дюбуа.
Кто такая Вивьен Ли?
Вивьен Ли получила образование в монастыре в Англии и по всей Европе и была вдохновлена своей школьной подругой Морин О’Салливан, чтобы начать актерскую карьеру. Ли завоевала международную популярность и премию «Оскар» за незабываемое изображение Скарлетт О’Хара в постановке Дэвида О. Селзника «Унесенные ветром».
Ранняя жизнь
Вивиан Мэри Хартли (Вивьен Ли) родилась 5 ноября 1913 года в Дарджилинге, Индия, в семье английского биржевого маклера и его жены-ирландки. Семья вернулась в Англию, когда Хартли было шесть лет. Год спустя не по годам развитая Хартли объявила однокласснице Морин О’Салливан, что она «станет знаменитой.» Она была права, хотя ее слава в конечном итоге придет под другим именем.
В подростковом возрасте Вивиан Хартли посещала школы в Англии, Франции, Италии и Германии, свободно владея как французским, так и итальянским языками. Она продолжила изучать актерское мастерство в Королевской академии драматического искусства, но временно приостановила свою карьеру в возрасте 19 лет, когда вышла замуж за адвоката по имени Ли Холман и родила ему дочь. Заменив букву в своем имени на менее употребляемую букву, Хартли использовала фамилию своего мужа, чтобы создать более гламурный сценический псевдоним-Вивьен Ли.
Дебюты в кино и на сцене
Ли дебютировала как на сцене, так и в кино в 1935 году. Она снялась в пьесе «The Bash», которая не была особенно успешной, но это позволило Ли произвести впечатление на продюсера Сиднея Кэрролла, который вскоре сыграл актрису в ее первой лондонской пьесе; и получила главную роль в метко названном фильме «Дела идут на лад» (1935).
Хотя Ли изначально была типичной непостоянной кокеткой, она начала изучать более динамичные роли, играя шекспировские пьесы в «Олд Вик» в Лондоне, Англия. Там она познакомилась и влюбилась в Лоуренса Оливье, уважаемого актера, который, как и Ли, уже был женат. Вскоре эти двое вступили в очень совместные и вдохновенные актерские отношения—не говоря уже о очень публичной любви.
«Унесенные ветром»
Примерно в то же время американский режиссер Джордж Кьюкор искал идеальную актрису для главной роли Скарлетт О’Хара в своей экранизации «Унесенных ветром». «Девушка, которую я выберу, должна быть одержима дьяволом и заряжена электричеством» — настаивал тогда Кьюкор. Впечатляющий список лучших актрис Голливуда, включая Кэтрин Хепберн и Бетт Дэвис, уже давно соперничал за эту роль к тому времени, когда Ли, находившаяся в двухнедельном отпуске в Калифорнии, прошла кинопробы. Кастинг практически неизвестной британской театральной актрисы на роль южной красавицы, борющейся за выживание во время Гражданской войны в Америке, был, мягко говоря, рискованным, особенно учитывая, что «Унесенные ветром» уже были, даже в предпродакшене, одной из самых ожидаемых голливудских картин всех времен. Тем не менее, это решение окупилось, поскольку фильм побил рекорды кассовых сборов и получил 13 номинаций на премию «Оскар» и восемь побед, в том числе одну для Ли как лучшей актрисы. «Унесенные ветром» остаются одной из самых знаковых картин в истории кинематографа.
Наконец, добившись развода со своими супругами, Ли и Оливье поженились в 1940 году, укрепив свой статус влиятельной пары в мире шоу-бизнеса. Пара продолжала сниматься в фильмах и пьесах, но старалась держаться в тени, часто делая перерывы на несколько лет между фильмами-отчасти это было связано с ухудшением состояния психического здоровья Ли, поскольку все более тяжелые приступы маниакальной депрессии напрягали ее отношения с Оливье и затрудняли ее выступление.
Ухудшение здоровья
Трагедия произошла в 1944 году, когда Ли упала во время репетиции «Цезаря и Клеопатры» и у нее случился выкидыш. Ее здоровье ухудшилось; она становилась все более нестабильной, одновременно борясь с бессонницей, биполярным расстройством и респираторным заболеванием, которое в конечном итоге было диагностировано как туберкулез. Надеясь на облегчение, Ли подверглась электрошоковой терапии, которая в то время была очень примитивной и иногда оставляла у нее следы ожогов на висках. Вскоре она начала сильно пить. Ее все более беспокойная личная жизнь заставляла Ли время от времени делать перерывы в работе в течение 1940-х годов, но она продолжала играть многие громкие роли, как на сцене, так и на экране. Однако ни один из них не мог сравниться с критическим или коммерческим успехом, который она получила, сыграв О’Хару.
Дальнейший успех
Все изменилось в 1949 году, когда Ли получила роль Бланш Дюбуа в лондонской постановке пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»». После успешного пробега, который длился почти год, Ли была снята в той же требовательной роли в голливудской экранизации Элии Казан 1951 года, в которой она снялась вместе с Марлоном Брандо. Ее изображение Дюбуа, персонажа, пытающегося скрыть разрушенную психику за фасадом аристократизма, возможно, опиралось на реальную борьбу Ли с психическими заболеваниями и, возможно, даже способствовало им. Позже актриса сказала, что год, проведенный в измученной душе Дюбуа, привел ее «к безумию».
По мнению многих критиков, игра Ли в «Трамвае» превзошла даже ее звездный поворот в «Унесенных ветром»; она получила второй Оскар за лучшую женскую роль, а также премию Нью-йоркских кинокритиков и премию Британской академии кино и телевизионных искусств за эту роль.
Вскоре после этого Ли вошла в историю театра, сыграв вместе с Оливье главные роли в одновременных лондонских постановках «Антония и Клеопатры» Шекспира и «Цезаря и Клеопатры» Джорджа Бернарда Шоу—оба они имели критический успех.
Последние годы и смерть
Несмотря на эти триумфы, биполярное расстройство продолжало тяжело сказываться на Ли. После очередного выкидыша в 1953 году у нее случился нервный срыв, вынудивший ее отказаться от съемок «Прогулки на слонах» и заработавший ей репутацию трудной в работе. Кроме того, ее отношения с Оливье становились все более бурными; в 1960 году их беспокойный брак закончился разводом.
После того как Оливье снова женился и завел новую семью, Ли переехала к молодому актеру по имени Джек Меривейл. Смена темпа, казалось, пошла ей на пользу, так как она вновь появилась, чтобы принять участие в нескольких успешных выступлениях в 1960-х годах. В 1963 году она возглавила музыкальную адаптацию «Товарича» и получила первую премию «Тони». Два года спустя она снялась в оскароносном фильме «Корабль дураков».
Незадолго до того, как она начала репетировать лондонскую постановку «Хрупкого равновесия» в 1967 году, Ли серьезно заболела. Прошел месяц, прежде чем она окончательно скончалась от туберкулеза 8 июля 1967 года в возрасте 53 лет в Лондоне, Англия. Ознаменовав печальный и преждевременный конец своей бурной и триумфальной карьеры, лондонский театральный район на целый час погасил свет в честь Ли.
В 2013 году Музей Виктории и Альберта в Лондоне приобрел ее личный архив, который включает в себя ее личные дневники и ранее невиданные фотографии. Директор музея Мартин Рот сказал UPI, что архив «не только представляет карьеру Вивьен Ли, но и представляет собой увлекательное представление о театре и социальном мире, который ее окружал».