Людвиг ван Бетховен биография. Величайший композитор

Людвиг ван Бетховен биография. Величайший композитор

Содержание
Людвиг ван БетховенЛюдвиг ван Бетховен

  • Имя: Людвиг ван Бетховен
  • Род деятельности: Величайший композитор
  • Дата рождения: 16 декабря, 1770
  • Дата смерти: 26 марта, 1827 (56 лет)
  • Место рождения: Бонн, Германия

Людвиг ван Бетховен был немецким композитором, чья 5-я симфония-любимая классика. Некоторые из его величайших произведений были написаны, когда Бетховен оглох.

Кто такой Людвиг ван Бетховен?

Людвиг ван Бетховен был немецким пианистом и композитором, широко признанным одним из величайших музыкальных гениев всех времен. Его новаторские композиции сочетали вокал и инструменты, расширяя сферу применения сонаты, симфонии, концерта и квартета. Он является важнейшей переходной фигурой, соединяющей классическую и романтическую эпохи западной музыки.

Личная жизнь Бетховена была отмечена борьбой с глухотой, и некоторые из его самых важных произведений были написаны в течение последних 10 лет его жизни, когда он был совершенно не в состоянии слышать. Он умер в возрасте 56 лет.

Ранняя жизнь

Бетховен родился примерно 16 декабря 1770 года в городе Бонне, в курфюршестве Кельн, княжестве Священной Римской империи. Хотя точная дата его рождения неизвестна, Бетховен был крещен 17 декабря 1770 года. Согласно закону и обычаю, младенцы в то время крестились в течение 24 часов после рождения, поэтому 16 декабря-его наиболее вероятная дата рождения. Однако сам Бетховен ошибочно полагал, что родился двумя годами позже, в 1772 году, и упрямо настаивал на неправильной дате, даже когда ему предъявляли официальные документы, доказывавшие вне всяких разумных сомнений, что 1770 год был его истинным годом рождения.

У Бетховена было два младших брата, которые дожили до зрелого возраста: Каспар, родившийся в 1774 году, и Иоганн, родившийся в 1776 году. Мать Бетховена, Мария Магдалена ван Бетховен, была стройной, благородной и глубоко нравственной женщиной. Его отец, Иоганн ван Бетховен, был посредственным придворным певцом, более известным своим алкоголизмом, чем какими-либо музыкальными способностями. Однако дед Бетховена, крестный отец и тезка, капельмейстер Людвиг ван Бетховен, был самым преуспевающим и выдающимся музыкантом Бонна, источником бесконечной гордости для молодого Бетховена.

В промежутке между рождением двух младших братьев отец Бетховена начал учить его музыке с необычайной строгостью и жестокостью, которые повлияли на него на всю оставшуюся жизнь. Соседи рассказывали, как маленький мальчик плакал, играя на клавире, стоя на скамеечке для ног, чтобы дотянуться до клавиш, а отец бил его за каждое колебание или ошибку. Почти ежедневно Бетховена пороли, запирали в подвале и лишали сна на дополнительные часы занятий. Он учился игре на скрипке и клавире вместе с отцом, а также брал дополнительные уроки у местных органистов. Несмотря на драконовские методы своего отца или благодаря им, Бетховен с самых ранних лет был невероятно талантливым музыкантом.

Надеясь, что его маленький сын будет признан музыкальным вундеркиндом а-ля Вольфганг Моцарт, отец Бетховена организовал свой первый публичный концерт 26 марта 1778 года. Объявленный «маленьким сыном 6 лет» (возраст Моцарта, когда он дебютировал для императрицы Марии Терезии), хотя на самом деле ему было 7 лет, Бетховен играл впечатляюще, но его сольный концерт не получил никакой прессы.

Между тем музыкальный вундеркинд посещал латинскую начальную школу под названием Тироциний, где один из его одноклассников сказал: «Не было обнаружено ни малейшего признака той искры гения, которая так ярко вспыхнула в нем впоследствии».

Бетховен, который всю свою жизнь боролся с арифметикой и орфографией, был в лучшем случае средним студентом, и некоторые биографы предположили, что у него, возможно, была легкая дислексия. Как он сам выразился, «Музыка приходит ко мне с большей готовностью, чем слова».

В 1781 году, в возрасте 10 лет, Бетховен ушел из школы, чтобы изучать музыку полный рабочий день с Кристианом Готлобом Нифе, недавно назначенным придворным органистом, а в возрасте 12 лет Бетховен опубликовал свое первое сочинение, набор фортепианных вариаций на тему малоизвестного классического композитора по имени Дресслер.

К 1784 году, когда его алкоголизм обострился, а голос ослабел, отец Бетховена больше не мог содержать свою семью, и Бетховен попросил официального назначения помощником придворного органиста. Несмотря на молодость, его просьба была принята, и Бетховен был зачислен в придворное жалованье со скромным годовым окладом в 150 флоринов.

Бетховен и Моцарт

Есть только предположения и неубедительные доказательства того, что Бетховен когда-либо встречался с Моцартом, не говоря уже о том, чтобы учиться у него. Стремясь облегчить его музыкальное развитие, в 1787 году двор отправил Бетховена в Вену, столицу европейской культуры и музыки, где он надеялся учиться у Моцарта.

Предание гласит, что, услышав Бетховена, Моцарт сказал: «Не спускайте с него глаз; когда-нибудь он даст миру повод для разговоров».

Пробыв всего несколько недель в Вене, Бетховен узнал, что его мать заболела, и вернулся домой в Бонн. Оставаясь там, Бетховен продолжал завоевывать репутацию самого многообещающего молодого придворного музыканта города.

Ранняя карьера композитора

Когда в 1790 году умер император Священной Римской Империи Иосиф II, 19-летний Бетховен удостоился огромной чести сочинить в его честь музыкальный мемориал. По причинам, которые остаются неясными, сочинение Бетховена никогда не исполнялось, и большинство полагало, что молодой музыкант оказался не в состоянии справиться с этой задачей. Однако более века спустя Иоганн Брамс обнаружил, что Бетховен действительно сочинил «прекрасное и благородное» музыкальное произведение под названием «Кантата о смерти императора Иосифа II». Сейчас она считается его самым ранним шедевром.

В 1792 году, когда французские революционные силы хлынули через Рейнскую область в Кельнский курфюрст, Бетховен решил снова уехать из родного города в Вену. В то время в Вене жил Гайдн, и именно у Гайдна молодой Бетховен намеревался теперь учиться. Как писал в прощальном письме его друг и покровитель граф Вальдштейн, «Гений Моцарта скорбит и оплакивает смерть своего ученика. Она нашла прибежище, но не нашла выхода у неистощимого Гайдна; через него она теперь стремится соединиться с другим. Усердным трудом вы получите дух Моцарта из рук Гайдна».

В Вене Бетховен всецело посвятил себя изучению музыки у самых выдающихся музыкантов того времени. Он изучал фортепиано у Гайдна, вокальную композицию у Антонио Сальери и контрапункт у Иоганна Альбрехтсбергера. Еще не будучи известным композитором, Бетховен быстро приобрел репутацию виртуозного пианиста, особенно искусного в импровизации.

Дебютное выступление

Бетховен завоевал множество покровителей среди ведущих граждан венской аристократии, которые предоставили ему жилье и средства, позволив Бетховену в 1794 году разорвать связи с кельнским электоратом. Долгожданный публичный дебют Бетховена состоялся в Вене 29 марта 1795 года.

Хотя существует много споров о том, какой из его ранних фортепианных концертов он исполнил в тот вечер, большинство ученых считают, что он сыграл то, что известно как его «первый» фортепианный концерт до мажор. Вскоре после этого Бетховен решил опубликовать серию из трех фортепианных трио в качестве своего опуса 1, которые имели огромный критический и финансовый успех.

В первую весну нового века, 2 апреля 1800 года, Бетховен дебютировал со своей симфонией № 1 до мажор в Венском Королевском императорском театре. Хотя Бетховен возненавидел эту пьесу — «В те дни я не умел сочинять» — позже он заметил — изящная и мелодичная симфония тем не менее сделала его одним из самых знаменитых композиторов Европы.

В новом столетии Бетховен сочинял пьесу за пьесой, что отмечало его как виртуозного композитора, достигшего музыкальной зрелости. Его Шесть струнных квартетов, опубликованных в 1801 году, демонстрируют полное владение этой самой сложной и заветной из венских форм, разработанных Моцартом и Гайдном.

Бетховен также сочинил «The Creatures of Prometheus» в 1801 году, дико популярный балет, который получил 27 представлений в Императорском придворном театре. Примерно в то же время Бетховен обнаружил, что теряет слух.

Личная жизнь

По целому ряду причин, в том числе из-за своей болезненной застенчивости и неудачной внешности, Бетховен никогда не был женат и не имел детей. Однако он был отчаянно влюблен в замужнюю женщину по имени Антония Брентано.

В течение двух дней в июле 1812 года Бетховен написал ей длинное и прекрасное любовное письмо, которое так и не отправил. Адресованное тебе, мой Бессмертный Возлюбленный, — говорилось в письме, — Мое сердце переполнено столькими вещами, чтобы сказать тебе … ах … бывают минуты, когда я чувствую, что слова ничего не значат … Ободрись … оставайся моей истинной, моей единственной любовью, всем моим, как я твой».

Смерть брата Бетховена, Каспара в 1815 году вызвала одно из величайших испытаний в его жизни-мучительную судебную тяжбу с его невесткой Иоганной из-за опеки над Карлом ван Бетховеном, его племянником и ее сыном.

Борьба растянулась на семь лет, в течение которых обе стороны извергали друг на друга отвратительные клеветы. В конце концов Бетховен добился опеки над мальчиком, хотя вряд ли его привязанности.

Несмотря на необычайно красивую музыку, Бетховен был одинок и часто несчастен на протяжении всей своей взрослой жизни. Вспыльчивый, рассеянный, жадный и подозрительный до паранойи, Бетховен враждовал со своими братьями, издателями, экономками, учениками и покровителями.

В одном показательном случае Бетховен попытался сломать стул над головой князя Лихновского, одного из его ближайших друзей и самых верных покровителей. В другой раз он стоял в дверях дворца князя Лобковица и кричал, чтобы все слышали: «Лобковиц-осел!»

В течение многих лет ходили слухи, что Бетховен имел какое-то африканское происхождение. Эти необоснованные истории могут быть основаны на темном цвете лица Бетховена или на том факте, что его предки пришли из региона Европы, который когда-то был захвачен испанцами, а мавры из Северной Африки были частью испанской культуры.

Некоторые ученые отмечают, что Бетховен, по-видимому, обладал врожденным пониманием полиритмических структур, характерных для некоторых африканских музыкальных произведений. Однако при жизни Бетховена никто не называл композитора ни мавританцем, ни африканцем, а слухи о том, что он был чернокожим, историки в основном отвергают.

Был ли Бетховен глухим?

В то самое время, когда Бетховен сочинял некоторые из своих самых бессмертных произведений, он изо всех сил пытался примириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох.

На рубеже xix века Бетховен с трудом разбирал слова, произносимые им в разговоре.

В душераздирающем письме 1801 года Бетховен писал своему другу Францу Вегелеру: «Я должен признаться, что веду жалкую жизнь. Почти два года я не посещаю никаких общественных мероприятий только потому, что не могу сказать людям: я глухой. Если бы у меня была какая-нибудь другая профессия, я мог бы справиться со своей немощью, но в моей профессии это ужасное препятствие».

Временами, доведенный горем до крайности, Бетховен описывал свое отчаяние в длинной и пронзительной ноте, которую скрывал всю свою жизнь.

Датированная 6 октября 1802 года и именуемая «Завещанием Гейлигенштадта», она, в частности, гласит: «О вы, люди, которые думают или говорят, что я злонамерен, упрям или человеконенавистник, как сильно вы обижаете меня. Вы не знаете тайной причины, которая заставляет меня казаться вам таким, и я бы покончил с собой — только мое искусство удерживало меня. Ах, казалось невозможным покинуть этот мир, пока я не проявлю все, что чувствую внутри себя».

Почти чудесным образом, несмотря на быстро прогрессирующую глухоту, Бетховен продолжал сочинять в бешеном темпе.

Лунная соната

С 1803 по 1812 год, так называемый «средний» или «героический» период, он написал оперу, шесть симфоний, четыре сольных концерта, пять струнных квартетов, шесть струнных сонат, семь фортепианных сонат, пять наборов фортепианных вариаций, четыре увертюры, четыре трио, два секстета и 72 песни.

Самыми известными из них были соната «Лунный свет», симфонии № 3-8, скрипичная соната Крейцера и его единственная опера «Фиделио».

Этот период в жизни Бетховена не имеет себе равных ни с одним другим композитором в истории, если говорить об удивительном творчестве в высшей степени сложной, оригинальной и прекрасной музыки.

Симфония № 3

В 1804 году, всего через несколько недель после того, как Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции, Бетховен дебютировал своей симфонией № 3 в честь Наполеона. Бетховен, как и вся Европа, смотрел на него со смесью благоговения и ужаса; он восхищался, ненавидел и в какой-то степени отождествлял себя с Наполеоном, человеком, казалось бы, сверхчеловеческих способностей, всего на год старше его самого и к тому же неизвестного происхождения.

Позже переименованная в «Эротическую симфонию», потому что Бетховен разочаровался в Наполеоне, она была его самым великим и оригинальным произведением на сегодняшний день.

Из-за того, что она была так непохожа на все, что слышалось до нее, музыканты не могли понять, как ее играть в течение нескольких недель репетиций. Известный рецензент провозгласил «Эроику» «одним из самых оригинальных, самых возвышенных и самых глубоких произведений, которые когда-либо демонстрировал весь жанр музыки».

Симфония № 5

Одно из самых известных произведений Бетховена среди современной публики, Симфония № 5, известна своими зловещими первыми четырьмя нотами. Бетховен начал сочинять пьесу в 1804 году, но ее завершение несколько раз откладывалось из-за других проектов. Премьера его состоялась одновременно с 6-й симфонией Бетховена в 1808 году в Вене.

«Fur Elise»

В 1810 году Бетховен закончил «Fur Elise», хотя она была опубликована только через 40 лет после его смерти. В 1867 году он был обнаружен немецким музыковедом, однако оригинальная рукопись Бетховена с тех пор была утеряна. Некоторые ученые предположили, что она была посвящена его другу, студенту и коллеге-музыканту Терезе Мальфатти, которой он якобы сделал предложение примерно во время написания песни. Другие говорили, что это для немецкой сопрано Элизабет Рокель, еще одной подруги Бетховена.

Симфония № 7

Премьера в Вене в 1813 году в пользу солдат, раненных в битве при Ханау, Бетховен начал сочинять это, одно из его самых энергичных и оптимистичных произведений, в 1811 году. Композитор назвал пьесу «своей самой превосходной симфонией». Вторая часть часто исполняется отдельно от остальной симфонии и, возможно, была одним из самых популярных произведений Бетховена.

Ода радости: Симфония № 9

Девятая и последняя симфония Бетховена, завершенная в 1824 году, остается самым выдающимся достижением прославленного композитора. Знаменитый хоровой финал симфонии, в котором четыре вокальных солиста и хор поют слова поэмы Фридриха Шиллера «Ода радости», является, пожалуй, самым известным музыкальным произведением в истории. В то время как знатоки восхищались контрапунктической и формальной сложностью симфонии, массы черпали вдохновение в гимноподобной силе хорового финала и заключительном призыве «всего человечества.»

Струнный квартет № 14

Струнный квартет № 14 Бетховена дебютировал в 1826 году. Около 40 минут в длину, он содержит семь связанных движений, сыгранных без перерыва. Это произведение, как сообщается, было одним из любимых поздних квартетов Бетховена и было описано как одно из самых неуловимых сочинений композитора в музыкальном плане.

Смерть

Бетховен умер 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет от постгепатитического цирроза печени. Вскрытие также дало ключ к истокам его глухоты: В то время как его вспыльчивый характер, хроническая диарея и глухота согласуются с артериальной болезнью, конкурирующая теория прослеживает глухоту Бетховена до заражения тифом летом 1796 года. Ученые, анализируя оставшийся фрагмент черепа Бетховена, заметили высокий уровень свинца и предположили, что отравление свинцом является потенциальной причиной смерти, но эта теория была в значительной степени дискредитирована.

Наследие

Бетховен широко считается одним из величайших, если не единственным величайшим композитором всех времен. Корпус музыкальных произведений Бетховена стоит с пьесами Уильяма Шекспира на внешних границах человеческого блеска. И тот факт, что Бетховен сочинил свою самую прекрасную и необыкновенную музыку, будучи глухим, является почти сверхчеловеческим подвигом творческого гения, возможно, только параллельным в истории художественных достижений Джону Мильтону, написавшему «Потерянный рай», будучи слепым.

Подводя итог своей жизни и неминуемой смерти в последние дни, Бетховен, который никогда не был столь красноречив в словах, как в музыке, позаимствовал слоган, которым заканчивались многие латинские пьесы того времени. — Plaudite, amici, comoedia finita est, — сказал он. — Аплодируйте, друзья, комедия окончена».

Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Оставьте комментарий ниже