Франсис Пуленк биография. Композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской «Шестёрки».

0
224
Франсис Жан Марсель Пуленк
  • Имя: Франсис Жан Марсель Пуленк
  • Род деятельности: Композитор, пианист, критик
  • Дата рождения: 7 января, 1899
  • Дата смерти: 30 января, 1963 (64 лет)
  • Место рождения: Париж

Франсис Пуленк был известным французским композитором и пианистом, который был известен своими мелодиями, операми, хоровыми произведениями, фортепианными произведениями и балетами.

Он родился во Франции в конце XIX века в обеспеченной семье. Унаследовав от родителей творческие и музыкальные наклонности, он начал заниматься музыкой в ​​возрасте пяти лет и решил стать композитором, когда ему исполнилось 14 лет. Но из-за противодействия отца он не смог поступить в Парижскую консерваторию; вместо этого он начал брать уроки у Рикардо Виньеса.

Он дебютировал в возрасте 18 лет и стал независимо богатым и известным к тому времени, когда ему исполнилось 20 лет. Это был также период, когда он обнаружил свою сексуальную ориентацию, которая могла быть для него причиной замешательства и депрессии. После того, как он вышел из борьбы с депрессией, он снова начал писать музыку. Однако его стиль заметно изменился. В то время как его ранние работы были беззаботными, теперь он написал ряд мрачных произведений, сочинив множество партитур, основанных на литургии и религиозных темах. Он продолжал писать почти до конца своей жизни. Он умер в возрасте 63 лет, оставив после себя богатое наследие.

Ранние годы

Франсис Жан Марсель Пуленк родился 7 января 1899 года в Париже. Его отец Эмиль Пуленк был католиком из Эспалиона. Эмиль и два его брата были совладельцами Poulenc Frеres, успешного производителя промышленных химикатов. Эмиль также был увлечен искусством и музыкой.

Мать Пуленка, Дженни, урожденная Руайе, происходила из длинного рода парижских мастеров и, естественно, имела склонность к творчеству. Она была одаренной пианисткой-любителем, боготворившей Моцарта, Шуберта и Шопена. Помимо Фрэнсиса, у пары был еще один ребенок; дочь по имени Жанна, которая была на 12 лет старше своего брата.

Поскольку оба его родителя были увлечены музыкой, музыкальные вечера у них дома были регулярным явлением. Франсис начал учиться игре на фортепиано у своей матери в январе 1904 года, одновременно получая значительный художественный стимул, подслушивая разговоры своей матери с ее братом Марселем Руаялем.

После трех лет обучения Пуленка его мать отвела его к профессиональному учителю фортепиано по имени мадемуазель Мелон в 1907 году. Она обладала прекрасной техникой, и под ее руководством он начал заниматься на фортепиано в течение одного часа каждый день после лицея (школы).

В 1907 году он впервые познакомился с современной музыкой, когда услышал «Danse sacrée et danse profane» Клода Дебюсси. Опьяненный музыкой, которую он только что услышал, он начал приставать к своему учителю, чтобы он позволил ему играть больше Дебюсси, не осознавая того факта, что они были слишком трудными для него.

В 1910 году, когда ему было 11 лет, дядя Марсель Руайе повел его посмотреть «Петрушку» и «Весну священную» Стравинского, которые произвели на него сильное впечатление. Он также любил «Зимний пейзаж» Шуберта и «Три пьесы для фортепиано» Шенберга. До этого его интерес к музыке был в основном любительским.

В 14 лет, услышав, как Эдуард Рислер играет «Идилль» из «Dix Pièces pittoresques» Шабрие, Пуленк решил заняться композиторством как своей профессией. Его мать поддержала его амбиции и согласилась позволить ему поступить в Парижскую консерваторию, но его отец отказался, настаивая на том, чтобы он сначала закончил общее образование.

В 1914 году, продолжая учебу в лицее Кондорсе, Пуленк начал брать уроки игры на фортепиано у Рикардо Виньеса, обучаясь у него до 1918 года. Виньес преподавал ему современную музыку Дебюсси, Стравинского и Сати. В том же году Пуленк сочинил «Процессию для создания мандарина» для фортепиано соло.

Период между 1914 и 1918 годами был очень тяжелым для Пуленка, так как он потерял мать в 1915 году и отца в 1917 году. После этого Виньес стал его духовным наставником. Поскольку отец оставил ему значительное состояние, финансовая стабильность была наименьшей из его забот.

Где-то между 1914 и 1918 годами он встретил поэтов-авангардистов, таких как Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Поль Элюар, Луи Арагон; и композиторы, такие как Жорж Аурик, Эрик Сати и Дариус Мийо. Все они оказали огромное влияние на его творчество; но, по словам Пуленка, влияние Сати на него было «немедленным и широким».

Ранняя карьера

Хотя Франсис Пуленк писал музыку с 15 лет, он дебютировал в 1917 году с «Rapsodie Nègre» для флейты, кларнета, струнного квартета, баритона и фортепиано. Его работа, основанная на стихе под названием «Поэзии Макоко Кангуру», сразу же имела успех в премьере 11 декабря 1917 года.

В январе 1918 года, во время Первой мировой войны, Пуленк был призван во французскую армию. С июля по октябрь 1918 года он служил на немецком фронте, прежде чем получил ряд вспомогательных должностей. Он работал машинистом в военно-воздушных силах, прежде чем был освобожден в январе 1921 года.

В послевоенный период его воинские обязанности стали легче, что дало ему достаточно времени для сочинения музыки. В 1918 году, находясь в Сен-Мартен-сюр-ле-Пре, он написал «Trois Mouvements Perpétuels» и «Сонату для фортепианного дуэта», используя фортепиано местной начальной школы. Он написал еще несколько произведений; но они либо потерялись, либо уничтожены.

В феврале 1919 года композиция Пуленка «Trois Mouvements Perpétuels» была исполнена Рикардо Виньесом и стала довольно популярной, сделав юного пианиста по праву знаменитой. В том же году он завершил песенный цикл «Le Bestiaire», основанный на стихотворении Гийома Аполлинера; и «Кокард», вдохновленный работами Жана Кокто.

Сати сформировала «Группу шести» или «Les Six» в 1919 году. Помимо Пуленка, в нее входили Жорж Орик, Луи Дюре, Артур Онеггер, Дариус Мийо и Жермен Тайферре; все они были очень близкими друзьями.

«Les Six» был официально запущен в январе 1920 года. Очень скоро они совместно издали «L’Album des Six», альбом фортепианных пьес, и «Suite en 3 mouvements до мажор» стал вкладом Пуленка в него. Премьера произведения состоялась 10 апреля Рикардо Виньесом в Парижской консерватории.

В начале 1920-х слава Пуленка как композитора и исполнителя начала распространяться за пределы Франции, особенно в Англии. Эрнест Ньюман, известный музыкальный критик из Англии, писал в 1921 году, что Пуленк, вероятно, станет великолепным композитором и что он музыкант, которого нужно остерегаться.

Несмотря на свою известность, Пуленк продолжал заниматься музыкой, обучаясь у композитора Чарльза Кёхлина в период с 1921 по 1924 год. Между тем, в 1923 году он получил заказ от Сержа Дягилева, основателя и директора Ballets Russell, для написания полнометражной балетной партитуры. Он решил создать современную версию классического французского fête galante, написав «Les biches». Премьера состоялась в январе 1924 года в Монте-Карло и в мае в Париже. Она имела мгновенный успех и стала одной из его самых известных работ.

В течение 1920-х годов он продолжал выпускать музыку, сочиняя циклы песен «Poèmes de Ronsard» в 1924 г. и «Chansons gaillardes» в 1926 г. Последний цикл песен был исполнен 2 мая баритоном Пьером Бернаком, что привело к тесной дружбе между двое молодых людей.

Пуленк начал писать «Concert champêtre» в 1927 году по просьбе клавесинистки Ванды Ландовской, которую он знал с 1923 года. Он закончил ее где-то в 1928 году, и ее премьера состоялась 3 мая 1929 года в зале Плейель в Париже под управлением Пьера. Монтё с Ландовской сольной партией.

Одним из его главных произведений был «Обад», хореографический концерт для фортепиано и 18 инструментов. Сочиненный в 1929 году как балет, он также был показан 18 июня как балет. Однако по личным причинам Пуленк писал очень мало музыки в последние два года 1920-х годов.

Изменение музыкального стиля

В 1930 году Франсис Пуленк вернулся к написанию музыки. В январе того же года его давний друг Раймонда Линосье внезапно скончался, оставив его в отчаянии. В ее память он написал «Эпитаф», который, по словам пианиста Грэма Джонсона, был «глубокой песней во всех смыслах».

В то время как его ранние работы были беззаботными, с 1931 года можно было заметить изменения в его стиле. В том же году он написал еще три песни; «Три стихотворения Луизы Лаланн», «Четыре стихотворения Гийома Аполлинера» и «Cinq poèmes de Max Jacob».

Сочиняя как вокальную, так и инструментальную музыку, он достиг еще одного рубежа в своей карьере, когда его «Соната для кларнета и фагота» стала одним из первых музыкальных произведений, транслировавшихся по телевидению в 1932 году. Пьеса, которую сыграли Реджинальд Келл и Гилберт Винтер, транслировалась BBC.

Пуленк начал регулярно выступать с Пьером Бернаком в 1936 году. В том же году насильственная смерть его коллеги-композитора Пьера-Октава Ферруда пробудила его религиозную веру, побудив его задуматься о хрупкости человеческой жизни.

Его религиозные мысли усилились, когда он поехал в отпуск в Рокамадур. В тот же вечер он достиг святилища Рокамадур и начал писать «Litanies à la Vierge noire», духовную музыку для трехчастного женского хора под аккомпанемент органа. Затем последовал ряд работ, отражающих его новообретенную торжественность.

В 1937 году он написал свое первое крупное литургическое произведение «Месса соль мажор для сопрано и смешанного хора a cappella». Одновременно он также продолжал писать легкие музыкальные произведения, такие как «Tel jour, telle nuit», цикл песен, основанный на стихах поэта-сюрреалиста Поля Элюара.

Пуленк отправился в свое первое турне в Великобританию с Бернаком в 1938 году. С началом Второй мировой войны он был призван в армию 2 июня 1940 года, где служил в зенитной части в Бордо. Демобилизовался из армии 18 июля 1940 года.

После Второй мировой войны

Демобилизовавшись в 1940 году, Франсис Пуленк вернулся домой, чтобы написать «Историю бабара, le petit éléphant», «Сонату для виолончели», «Les Animaux modèles» и «Banalités». Как музыкант-гомосексуал он находился в уязвимом положении; и тем не менее, он показал свое неповиновение немецкой оккупации через свою музыку.

Он не только преобразовал стихи Арагона и Элюара в музыку, но также использовал мелодии из антигерманских песен, таких как «Vous n’aurez pas l’Alsace et la Lorraine», в своих собственных композициях. Кантата «Рисунок человека», написанная в 1943 году, — одно из его главных произведений того времени.

В 1945 году он посетил Англию и завершил буффовую оперу под названием «Les mamelles de Tirésias». Он был основан на пьесе Гийома Аполлинера и был показан в Париже 3 июня 1947 года.

Франсис Пуленк отправился в свой первый тур по США в 1948 году и продолжал возвращаться в эту страну до 1961 года. Одновременно он продолжал писать музыку, завершив «Диалоги Кармелиты» в 1956 году.

Считается, что его последними произведениями являются «Соната для гобоя и фортепиано де Пуленка» (Соната для гобоя) и «Соната для кларнета и фортепиано» (Соната для кларнета), написанные в 1962 году. «Соната для гобоя» — последнее произведение, написанное им перед смертью.

Основные работы

Франсиса Пуленка больше всего помнят по его кантате 1943 года «Figure humaine». Его английская версия, написанная для двойного смешанного хора из 12 голосов, была впервые представлена ​​в Лондоне в 1945 году, а затем была исполнена на французском языке в Брюсселе в 1946 году и Париже в 1947 году. Композиция, признанная критиками как шедевр, считается его лучшим произведением.

Личная жизнь

Франсис Пуленк был преимущественно гомосексуалистом и имел свой первый серьезный роман с художником Ричардом Шанлером где-то в 1920-х годах. В этот период он также предложил жениться на своей подруге Раймонде Линоссье, которая отвергла его, поскольку встречалась с кем-то другим.

Его вторым любовником был бисексуал по имени Раймон Дестуш, с которым он познакомился в начале 1930-х годов. Дуэт оставался близкими друзьями до самой смерти Пуленка. Отношения между ними были довольно сложными, частью уравнения были отцовские чувства.

Вскоре после Второй мировой войны у него был короткий роман с женщиной по имени Фредерик Лебедефф, и от нее родилась дочь по имени Мари-Анж. Хотя он материально поддерживал Мари-Анж и сделал ее главным бенефициаром своей воли, он никогда не раскрывал ей своего отцовства, предпочитая называться ее крестным отцом.

В конце 1940-х у него появился новый партнер, коммивояжер по имени Люсьен Рубер. Спустя шесть лет роман закончился в 1955 году, доведя Пуленка до нервного срыва. После этого Пуленк встретил Луи Готье, который помог ему ожить.

30 января 1963 года Франсис Жан Марсель Пуленк перенес сердечный приступ со смертельным исходом и умер в своем доме недалеко от Люксембургского сада. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез, где его могила по-прежнему привлекает любителей музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь