Эдвард Олби биография. Драматург

Эдвард Олби биография. Драматург

Содержание
Эдвард Олби биография. ДраматургЭдвард Олби биография. Драматург

  • Имя: Эдвард Олби
  • Род деятельности: Драматург
  • Дата рождения: 12 марта, 1928
  • Дата смерти: 16 сентября, 2016 (88 лет)
  • Место рождения: Виргиния
  • Образование: Тринити-колледж

Лауреат Пулитцеровской премии драматург Эдвард Олби считается одним из величайших американских драматургов своего поколения за его пьесы, включая «Что случилось в зоопарке» и » Кто боится Вирджинии Вулф?».

Кто такой Эдвард Олби?

Ранние популярные одноактные пьесы драматурга Эдварда Олби, в том числе «Что случилось в зоопарке» (1959), сделали его критиком американских ценностей. Он был наиболее известен своей первой полнометражной пьесой «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1962), удостоенная премии «Тони» постановка, которая также стала фильмом 1966 года с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях. Олби получил Пулитцеровскую премию за «Неустойчивое равновесие» (1966), «Морской пейзаж» (1974) и «Три высокие женщины» (1990), а также множество других наград.

Ранняя жизнь

Эдвард Олби родился 12 марта 1928 года в Виргинии. Его мать была Луиза Харви, и о его отце мало что известно. Он был усыновлен в возрасте 18 дней Ридом и Фрэнсисом Олби, которые дали ему свою фамилию. Его родители владели и показывали верховых лошадей, и некоторое время его отец помогал управлять сетью успешных семейных водевильных театров. Хотя у него было привилегированное детство, Эдвард чувствовал себя отчужденным от своих консервативных родителей, с которыми он чувствовал себя мало связанным.
Побродив по разным частным школам и посетив военную академию, он некоторое время учился в Тринити-колледже в Хартфорде, штат Коннектикут, прежде чем в конце 1940-х годов порвать со своей приемной семьей и найти общину в оживленном кругу художников, живущих в Гринвич-Виллидж. В интервью Чарли Роузу, Олби рассказал о разрыве со своей семьей: «Я думаю, что они хотели кого-то, кто был бы корпоративным головорезом или, возможно, врачом или адвокатом или чем-то респектабельным» — сказал он. — Они не хотели, чтобы у них на руках был писатель. Боже милостивый, нет». Олби работал на разных работах и жил на деньги, полученные в наследство, в то время как он начал экспериментировать с различными стилями письма. В 1950-х годах он подружился с другими писателями, художниками и музыкантами, включая драматурга Уильяма Инге и композиторов Дэвида Даймонда, Аарона Копленда и Уильяма Фланагана, который стал его любовником в 1950-х годах.

«Что случилось в зоопарке»

Олби писал короткие рассказы, стихи и неопубликованный роман, но не нашел своего голоса, пока не написал пьесы. Критики и зрители обратили внимание на его работу с дебютом его экзистенциальной одноактной пьесы «Что случилось в зоопарке», которую он написал на пишущей машинке из офиса Western Union, где он работал, согласно биографии «Edward Albee: A Singular Journey by Mel Gussow».

Премьера пьесы о напряженной встрече двух незнакомцев на скамейке в парке Нью-Йорка состоялась в Берлине в 1959 году, где она была хорошо принята. Он открылся в Провинстаунском театре в Гринвич-Виллидж в 1960 году и зарядил энергией бродвейское театральное сообщество. Олби сказал, что хочет вызвать у зрителей чувство дискомфорта. «Я хочу, чтобы зрители выбежали из театра, но вернулись и посмотрели спектакль снова» — сказал он.
Он написал еще три одноактные пьесы, которые были хорошо приняты за пределами Бродвея: «Песочница» (1959), «Смерть Бесси Смит» (1959) и «Американская мечта» (1960).

«Кто боится Вирджинии Вулф?»

Олби дебютировал на Бродвее в 1962 году с пьесой «Кто боится Вирджинии Вулф?», более чем трехчасовой пьесой об экзистенциально чреватых отношениях между профессором средних лет Джорджем и его женой Мартой, которые втягивают пару приглашенных гостей в их дисфункцию в ночь пьяных конфронтаций. Некоторые критики пришли в ужас от необузданных эмоций на сцене, другие сочли это откровением. Постановка стала большим хитом, получив премию «Тони» за лучшую пьесу. Жюри также присудило ему Пулитцеровскую премию, но консультативный совет Пулитцера отклонил их рекомендацию.
Пьеса обрела другую жизнь, когда была адаптирована для экрана в фильме 1966 года с Ричардом Бертоном и Элизабет Тейлор в главных ролях, получившем премию «Оскар» за лучшую женскую роль.

Десятилетия спустя, пьеса «Кто боится Вирджинии Вулф?» считается классикой современного театра. Были поставлены различные отмеченные наградами бродвейские спектакли, включая постановку 1976 года с Колин Дьюхерст и Беном Газаррой в главных ролях, постановку 2005 года с Кэтлин Тернер и Биллом Ирвином в главных ролях и постановку 2010 года с Эми Мортон и Трейси Леттс в главных ролях.

«Три высокие женщины»

За пять десятилетий Олби создал более двух десятков пьес, включая экранизации произведений других авторов, включая «Баллада о невесёлом кабачке» (1963), основанную на повести Карсона Маккалерса: «Малкольм» (1965), основанную на романе Джеймса Парди, и «Лолиту» (1981), основанную на классике Владимира Набокова.

Олби — лауреат трех Пулитцеровских премий, получивший премию в 1967 году за «Неустойчивое равновесие», мрачную комедию о несчастной богатой семье, и в 1975 году за «Морской пейзаж», экзистенциальную встречу пожилой пары и двух эволюционировавших антропоморфных ящериц. «Неустойчивое равновесие» стало еще одной работой, выведенной на большой экран в фильме 1973 года с Кэтрин Хепберн и Полом Скофилдом в главных ролях.

Некоторое время Олби боролся с алкоголизмом и много лет не писал успешной пьесы. Его пьесы, в том числе «Дама из Дюбюка» (1979) и «Человек с тремя руками» (1981), были провальными.

Олби вернулся к критике в 1990-е годы со своей пьесой «Три высокие женщины», исследующей его чувства к матери через трех женщин, изображенных на разных этапах их жизни. В 1994 году он получил свою третью Пулитцеровскую премию за пьесу.

Он продолжал писать в 2000-е годы с такими работами, как «Коза, или Кто такая Сильвия?» (2002) о браке, который распадается, когда муж влюбляется в козу; Оккупант (2001) посмертное интервью со скульптором Луизой Невельсон; «Я как таковой и я» (2007) абсурдистский взгляд на отношения матери с ее сыновьями-близнецами.

Личная жизнь

Олби сказал, что знал, что он гей, когда ему было 8 лет. После его отношений с Уильямом Флэнаганом, он стал связан с коллегой драматурга Терренса Макнелли в течение более чем шести лет в 1960-х годах. В 1971 году он начал многолетние отношения со скульптором Джонатаном Томасом. Томас умер от рака в 2005 году
В 1967 году драматург основал Фонд Эдварда Ф. Олби, который позволяет писателям и художникам проводить ретрит в Монтоке на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Олби получил множество наград за свою работу, в том числе был лауреатом премии Кеннеди (1996), Национальной медали искусств (1996) и премии Тони за пожизненные достижения (2005). Сборник его эссе «Растягивая мой разум» был опубликован в 2005 году.

Смерть и наследие

После непродолжительной болезни Олби умер в своем доме в Монтоке, штат Нью-Йорк, 16 сентября 2016 года в возрасте 88 лет.

Он запомнился как один из выдающихся драматургов своего поколения, известный своим особым использованием языка, бросая вызов аудитории, чтобы исследовать страдания, вызванные традиционными, искусственными социальными традициями. «Он изобрел новый язык — первый подлинно новый голос в театре со времен Теннесси Уильямса» — сказал Терренс Макнелли газете «Лос-Анджелес таймс» после смерти Олби. — Он создал здоровый мир. Он был скульптором слов».

Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Оставьте комментарий ниже